Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 3 октября 2007 г. N А65-4646/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток плюс", г.Бугульма,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 по делу N А65-4646/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток плюс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Республике Татарстан, г.Азнакаево, о признании незаконным ее постановления от 16.02.2007 N 33 по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Исток плюс" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Республике Татарстан о признании незаконным ее постановления от 16.02.2007 N 33 о привлечении к административной ответственности по основаниям пункта 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей.
Решением суда от 03.04.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты с прекращением производства по делу, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, постановлением налогового органа от 16.02.2007 N 33 на основании протокола об административном правонарушении от 12.02.2007, протокола осмотра, объяснительной и справки к ТТН, общество с ограниченной ответственностью "Исток плюс" привлечено к административной ответственности по пункту 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей за осуществление реализации алкогольной продукции в принадлежащем Обществу магазине "Исток", расположенному по адресу ул.Сайдашева, 29, в г.Бавлы Республики Татарстан, в отсутствии надлежащим образом оформленной справки к ТТН - раздел "Б" справки к ТТН не имел оттиска печати организации-покупателя.
Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований находит правильными.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1, пункта 3 статьи 10.2 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
- товарно-транспортной накладной;
- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт алкогольную и спиртосодержащую продукцию" при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Согласно п.12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификат или декларация о соответствии;
- копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товаросопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Согласно п.139 Правил продажи отдельных видов товаров на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
- товарно-транспортную накладную;
- копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
- копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, при реализации товара продавец обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара, то есть оформленную должным образом.
Таким образом, Обществом с ограниченной ответственностью "Исток плюс" не соблюдены требования пункта 1 ст.10.2 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункта 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт алкогольную и спиртосодержащую продукцию".
В результате чего Обществом с ограниченной ответственностью "Исток плюс" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе являются необоснованными.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, на налоговые органы возложено осуществление функций государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Вместе с тем, в статье 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.16, ч.2 ст.14.17, ст.ст.14.19, 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, сотрудники налоговой инспекции обладают всеми необходимыми полномочиями на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в своем заявлении ООО "Исток плюс" указывает, что налоговый орган неправильно квалифицировал административное правонарушение по п.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Положениями п.3 ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе запрещается нарушение установленных правил продажи алкогольной продукции. Правила продажи алкогольной продукции на территории Российской Федерации определены в разделе 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
Исходя из пункта 9 "Правил продажи отдельных видов товаров" указанные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до покупателей. Действие указанного пункта Правил продажи распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе XIX Правил.
Таким образом, нарушение продавцом пункта 9 Правил продажи, допущенное при реализации продукции, подтверждает нарушение иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое установлено частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, а правонарушение, совершенное правонарушителем, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции и правила разрешительной системы.
Административное правонарушение в области предпринимательской деятельности затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.
Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечения качества алкогольной продукции.
Доводы заявителя жалобы коллегия находит несостоятельными, поскольку наступление неблагоприятных последствий не является обязательным элементом данного правонарушения, следовательно, оспариваемый ненормативный акт налогового органа является правомерным.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 по делу N А65-4646/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2007 г. N А65-4646/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании