Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 18 октября 2007 г. N А65-1821/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г.Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2007 по делу N А65-1821/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сделай Своими руками - Казань", г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 11.01.2007 N 02-01-13/20р, третье лицо: ООО "ОБИ Франчайзинговый центр", г.Химки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сделай Своими Руками - Казань" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 11.01.2007 N 02-01-13/20р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью "ОБИ Франчайзинговый центр".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2007 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит прекратить производство по делу в части признания недействительным решения налогового органа в той его части, в которой оно отменено УФНС России по РТ на сумму 3212630 рублей 91 копейка в соответствии с принятым им решением от 20.03.2007 N 95. В остальной части налоговый орган просит отменить решение и постановление судебных инстанций и отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению налогового органа, отражение в налоговой декларации в более поздние налоговые периоды сумм налоговых вычетов, относящихся к иному налоговому периоду, является незаконным. Налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 НК РФ.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции 11.10.2007 года был объявлен перерыв до 14 часов 40 минут 18.10.2007 года.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что решение налогового органа от 11.01.2007 N 02-01-13/20р было вынесено по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем декларации по НДС за июнь 2006 года.
Основанием для отказа налоговым органом в применении налоговых вычетов по НДС в размере 6989423 рубля 74 копейки послужило то обстоятельство, что по представленным счетам-фактурам и товарным накладным товары получены и оприходованы налогоплательщиком в более ранних налоговых периодах - январе-май 2006 года, а налоговый вычет применен в более позднем налоговом периоде - в июне 2006 года.
Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованной позицию налогоплательщика в данной части, указав на то, что налоговое законодательство не ограничивает его право на применение налогового вычета в более поздний налоговый период, чем в тот, в котором возникло данное право с учетом всех условий на применение вычета.
Данный вывод следует признать основанным на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Таким образом, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что спорные счета-фактуры за товар, полученный и оприходованный в январе-мае 2006 года были получены заявителем от поставщиков только в июне 2006 года, что подтверждено журналом регистрации полученных от поставщиков счетов-фактур за июнь 2006 года и книгой покупок (т.2, л.д.70-89). Установлено также, что оплата товаров, работ, услуг производилась не на основании счетов-фактур, а на основании договора коммерческой концессии N 8, оприходование осуществлялось на основании товарных накладных.
Поскольку налоговые вычеты по указанным счетам-фактурам не были применены в предыдущих налоговых периодах в силу отсутствия данных счетов-фактур у заявителя на момент составления налоговых деклараций по НДС за соответствующие налоговые периоды, налогоплательщик правомерно применил налоговые вычеты по счетам-фактурам в том налоговом периоде, в котором эти счета-фактуры фактически были получены.
Ссылка судебных инстанций на то, что налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом получения и оприходования товара, основана на правильном толковании и применении норм главы 21 НК РФ.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2007 N 16086/06, от 27.03.2007 N 14229/06 отражена правовая позиция Президиума применительно к вопросу о возмещении НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта, согласно которой суммы НДС, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока (в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода - п. 2 ст. 173 НК РФ) вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности позиции налогоплательщика и заявленных им требований о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа, следует признать правомерными.
Доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе относительно существа спора подлежат отклонению, поскольку уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций.
Что касается доводов налогового органа относительно необходимости прекращения производства по арбитражному делу в части требований заявителя, касающихся той части оспариваемого решения налогового органа, которая была фактически отменена УФНС России по РТ (на сумму 3212630 рублей 91 копейка) в соответствии с вынесенным им решением от 20.03.2007 N 95, то данные доводы также подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Как следует из положений статей 137-139 НК РФ, акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
В соответствии со статьей 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных и иных (в том числе налоговых) органов, установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Из статей 197 и 198 АПК РФ следует, что налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
Согласно статье 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Таким образом, правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны. Отмена (изменение в соответствующей части) решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее, признание решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия, свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в Информационном письме от 22.12.2005 N 99 (п.18) отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
С учетом изложенного, предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения судебных актов по делу отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, судебная коллегия кассационной инстанции постановила:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2007 года по делу N А65-1821/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2007 г. N А65-1821/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании