Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 января 2008 г. N А65-8288/07-CА1-7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной с ограниченной ответственностью "ТАИФ-СТ", г.Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу N А65-8288/07-СА1-7 по заявлению ООО "ТАИФ-СТ" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТАИФ-СТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Инспекция) от 23.03.2007 г. N 369 в части начисления пеней по единому социальному налогу в общей сумме 2509113 руб. 53 коп.
Решением от 03 июля 2007 года Арбитражный суд Республики Татарстан заявление удовлетворил. Признал недействительным решение Инспекции в части начисления пеней по единому социальному налогу в размере 2509113 руб. 53 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 решение суда отменено по мотиву ошибочности вывода суда первой инстанции об отсутствии у инспекции основания для начисления пеней. В кассационной жалобе общество с принятым по делу постановлением не согласилось, просило его отменить со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просила оставить ее без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции, и проверив правильность применения судом второй инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции делает вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу постановления апелляционной инстанции от 19.09.2007, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, перечисления заявителем налогов и сборов за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., по результатам которой составлен акт от 14.02.2007 г. N 4.
Рассмотрев данный акт и представленные на него возражения, налоговым органом принято решение от 23.03.2007 г. N 369 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость за май, июнь 2004 г. в виде штрафа в размере 11293 руб. 90 коп., и неуплату единого социального налога в бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2253 руб. 35 коп.
Данным решением Обществу доначислено 211567 руб. 85 коп. налога на прибыль, 1587442 руб. 54 коп налога на добавленную стоимость, 11266 руб. 76 коп. единого социального налога и 4147630 руб. 18 коп. пени.
Основанием для принятия решения от 23.03.2007 г. N 369 в части начисления пеней по единому социальному налогу в сумме 2509113 руб. 53 коп. послужили выводы налогового органа о том, что Общество несвоевременно перечисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003-2005 гг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае пропуска сроков, установленных законодательством о налогах и сборах для уплаты причитающихся сумм налогов, налогоплательщик согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации должен уплатить пени, являющиеся компенсацией потерь бюджета.
За несвоевременную уплату налога статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, которая уплачивается налогоплательщиком помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскиваются с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 названного Кодекса.
Из материалов дела видно, Обществом суммы единого социального налога, подлежащего к уплате в федеральный бюджет за отчетные периоды 2003-2005 года уплачены с нарушением установленных сроков.
Налоговым органом расчет пени произведен исходя из сроков уплаты единого социального налога по итогам отчетных периодов, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума от 28 февраля 2001 года N 5.
Кроме того, уплата пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить пени в связи с занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, так как в этой ситуации у общества возникла задолженность как перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, так и перед федеральным бюджетом, поэтому налогоплательщик должен уплатить пени как в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в федеральный бюджет.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что решение налогового органа в части начисления Обществу пеней по единому социальному налогу в размере 2509113 руб. 53 коп. является обоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 287 (подпункт 1 пункта 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу N А65-8288/07-СА1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 января 2008 г. N А65-8288/07-CА1-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании