Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 26 февраля 2008 г. N А65-25449/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лилия", г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 по делу N А65-25449/2007,
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Набережночелнинского территориального органа, г. Набережные Челны, к обществу с ограниченной ответственностью "Лилия" о привлечении к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Государственная инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в лице Набережночелнинского территориального органа (далее - Инспекция, административный органа) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лилия" (далее - ООО "Лилия", Общество) к административной ответственности по стать 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007, заявление удовлетворено: Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 рублей с конфискацией продукции.
В кассационной жалобе ООО "Лилия" просит отменить названные судебные акты и производство по делу об административном правонарушении прекратить. По мнению подателя жалобы, при возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении Инспекцией были допущены существенные нарушения. В частности, при осмотре помещений, занимаемых Обществом, при составлении протокола не присутствовал законный представитель ООО "Лилия". Кроме того, судом незаконно конфискована алкогольная продукция, поскольку постановлением от 15.10.2007 мирового судьи участка N 2 г. Набережные Челны указанная продукция уже была конфискована.
В соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 25 минут 26.02.2008.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекцией 24.09.2007 проведена проверка выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении оборота алкогольной продукции, а также предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем Обществу магазине "Лилия", расположенному по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира, ост. 6 комплекс. В ходе проверки установлен факт нахождения в розничной продаже слабоалкогольных газированных напитков "Браво классик особый вкус Грейпфрута", "Апельсин", "Виноград" с истекшим сроком годности.
По итогам проверки составлены протокол осмотра помещений от 24.09.2007 N 000134, протокол изъятия алкогольной продукции от 24.09.2007 N 00032.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 25.09.2007 N 000601 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Лилия" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявление Инспекции, суды исходили из наличия в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судов о том, что нахождение в продаже алкогольной продукции с истекшим сроком годности образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
В статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам.
Объектом правонарушения, определенного в статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Требования к производству и обороту указанной продукции определены в государственных стандартах, санитарных правилах и гигиенических нормативах.
Объективную сторону данного правонарушения составляет несоблюдение государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов при производстве либо обороте названной продукции.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) определяет понятие оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с которым оборот - закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В пункте 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением правил, указанных в частях 1 и 2).
Объектом правонарушения является установленный государством порядок продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот порядок регулируется Федеральным законом N 171-ФЗ и установленными Правилами продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
Из пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80, далее - Правила продажи), следует, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.
Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (пункты 23, 24 Правил продажи).
Информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11-12 Правил продажи, должна содержать, в том числе, дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции (пункт 138 раздела XIX Правил продажи "Особенности продажи алкогольной продукции").
Обществом в нарушение названных норм выставлена на реализацию продукция с истекшим сроком годности, доказательств заведомого несоответствия продукции стандартам качества Инспекцией не представлено, в связи с чем квалификация действий Общества подлежит по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. Если же исходя из надлежащей квалификации рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В связи с тем, что в силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению.
Поскольку в настоящее время истек установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то суд кассационной инстанции не находит оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 по делу N А65-25449/2007 отменить.
Производство по настоящему делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2008 г. N А65-25449/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании