Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 22 мая 2008 г. N А65-26058/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по делу N А65-26058/2007,
по заявлению закрытого акционерного общества "Авиаснаб", город Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, о признании незаконными действий налогового органа и обязании возместить налог,
установил:
Закрытое акционерное общество "Авиаснаб", город Казань (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по неисполнению решения от 14.02.2005 N 11 и не возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 596986 рублей, обязании исполнить вышеуказанное решение о возмещении НДС.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить ранее принятые судебные акты, поскольку судами нарушены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение первой и постановление апелляционной инстанций оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает следующее.
Из материалов дела усматривается, 22.11.2004 общество представило в налоговые орган налоговую декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2004 г., а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По представленной декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в сумме 599292 рублей
На запрос от 30.09.2004 N 14-01-24/6247дсп, направленный в Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 10 по ЦАО города Москвы с целью проведения встречной проверки в отношении поставщика общества с ограниченной ответственностью "Реалком", ответ налоговым органом не получен.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 08.02.2005 N 11, на основании которого принято решение от 14.02.2005 N 11. Данным решением инспекция отказала обществу в применении налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в сумме 70664 рублей, указала на возмещение суммы налоговых вычетов по экспортным отгрузкам за октябрь 2004 года в размере 596986 рублей и отказала в возмещении в сумме 2306 рублей.
Налоговый орган не исполнил свое решение в полном объеме и не осуществил фактический возврат НДС в сумме 596986 рублей.
Общество обратилось в налоговый орган с письмом от 26.07.2007 с просьбой вернуть вышеуказанную сумму НДС, на что налоговый орган в письме от 21.08.2007 N 494 указал, что НДС будет возмещен после получения ответа на запрос от соответствующего налогового органа, подтверждающего факт уплаты НДС производителем экспортируемого товара в бюджет.
Не согласившись с действиями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, исследовав фактические обстоятельства дела, пришли к выводу о выполнении обществом всех условий, необходимых для возмещения из бюджета НДС за октябрь 2004 года в сумме 596986 рублей.
В кассационной жалобе инспекция настаивает на своей позиции, считая, что выводы общества о бездействии налогового органа не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно положениям пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение путем возврата производится не позднее трех месяцев, считая со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, перечисленных в пункте 6 статьи 164 и статье 165 Кодекса, подтверждающих права налогоплательщика на применение налоговой ставки ноль процентов, а также права на возмещение, предоставляемого в двух формах - зачета или возврата.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговый орган при наличии заявления налогоплательщика не позднее последнего дня трехмесячного срока принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Кодекса. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, максимально предусмотренных для получения казначейством решения инспекции о возврате налога на добавленную стоимость, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При нарушении сроков, предусмотренных названной нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судами установлено, что налоговый орган принял решение о возврате НДС 14.02.2005, но в нарушение вышеуказанной нормы не направил данное решение на исполнение в органы Федерального казначейства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что налоговый орган не оспаривает правомерность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов в октябре 2004 года, а также факты экспорта и уплаты обществом сумм НДС поставщикам экспортированного товара. В оспариваемом решении налогового органа не указано на отсутствие у налогоплательщика документов, предусмотренных статьями 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации, и на их несоответствие требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Эти обстоятельства являются достаточным основанием для возмещения налога в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о том, что НДС может быть возмещен только после получения ответа от соответствующего налогового органа, подтверждающего факт уплаты поставщиком НДС в бюджет. Данный вывод противоречит решению самого налогового органа от 14.02.2005, которым инспекция подтвердила право на возмещение спорной суммы.
Поскольку обществом выполнены все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за октябрь 2004 года в сумме 596986 рублей, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли незаконными действия налогового органа по неисполнению решения и не возмещению обществу налога в сумме 596986 рублей при нарушении установленных этой нормой сроков возврата сумм НДС, подлежащих возмещению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судами проверены и отклонены по мотиву несостоятельности.
Сведений, опровергающих выводы судов, в кассационной жалобе и прилагаемых к ней документах не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
При подаче кассационной жалобы инспекции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию с налогового органа в соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановила:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по делу N А65-26058/2007 - оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2008 г. N А65-26058/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании