Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 29 мая 2008 г. N А65-21705/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехника", г. Казань,
на решение от 19 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2008 года по делу N А65-21705/2007,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энерготехника" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, при участии в деле третьих лиц: ОАО "ICL КПО ВС", г. Казань, ЗАО НПФ "Интеграл+", г. Казань, ЗАО "Фирма "Страйк", ООО "Азамат", г. Казань, ООО "ЭлектроМонтажСервис", г. Казань, о признании недействительным приказа от 06.08.2007 N 02/158,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготехника" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 06.08.2007 N 02/158 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов".
Решением от 19.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как вынесенные при неправильном применении норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, антимонопольным органом были нарушены процедуры проведения этапа определения географических границ и этап состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя антимонопольного органа, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, приказом антимонопольного органа от 06.08.2007 N 02/158 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов" общество было включено в данный реестр в качестве хозяйствующего субъекта, имеющего долю более 35 процентов на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах товарного рынка: г. Казань, ул. Сибирский Тракт, д. 34, ул. Васильченко, д. 1, ул. Кулагина, д. 10, ул. Клары Цеткин (Бишбалта), д. 8/27.
Не согласившись с вышеуказанным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из того, что общество относится к субъектам естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке снабжения электроэнергией в вышеназванных границах. Оспариваемый приказ антимонопольного органа не нарушает права общества и позволяет в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N 135-ФЗ) государственному органу осуществлять государственный контроль за соблюдением заявителем антимонопольного законодательства.
Пунктом 8 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольному органу предоставлено право формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пп.8 п.1 ст.23 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ
Порядок формирования и ведения реестра утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154 (далее - Порядок N 154). Включение в реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории региона, производятся на основании решения соответствующего территориального органа Федеральной антимонопольной службы.
Согласно пункту 6 Порядка формирования и ведения реестра используется следующая информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35 процентов на рынке определенного товара:
- результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями;
- результаты рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами) дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, а также ходатайства, уведомления и сведения, представляемые в Федеральную антимонопольную службы (ее территориальные органы) в соответствии с федеральным законом;
- информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Таким образом, необходимыми условиями для включения хозяйствующего субъекта в реестр являются проведение анализа товарного рынка и стабильность доли этого субъекта на конкретном рынке.
Судом установлено, что анализ товарного рынка, результаты которого представлены в аналитической справке, проведен в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108. В соответствии с пунктом 3 Порядка, антимонопольным органом определены временной интервал товарного рынка, продуктовые границы, географические границы товарного рынка, установлен состав продавцов и покупателей, а также произведен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке и сделан вывод о том, что общество занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке по передаче электроэнергии с долей 100 процентов.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств пришли к правильному выводу о том, что антимонопольный орган не допустил нарушений приведенных норм права и правильно определил географические границы товарного рынка территорией, охваченной электрическими сетями общества. При этом антимонопольный орган в полной мере учел административные и стоимостные барьеры, ограничивающие экономическую возможность покупателей приобрести рассматриваемый товар за пределами указанных границ.
Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения судебных актов коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд постановил:
Решение от 19 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2008 года по делу N А65-21705/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2008 г. N А65-21705/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании