Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 2 сентября 2008 г. N А12-393/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 марта 2008 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2008 года по делу N А12-393/08,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Волгохим", г. Волжский ог признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области от 7 декабря 2007 года N 723-в1,
установил:
Закрытое акционерное общество "Волгохим" (далее - ЗАО "Волгохим", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 07.12.2007 N 723-в1 в части начисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 75975 руб., пени по нему в сумме 1845 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 12605 руб., в части уменьшения убытков, исчисленных при определении налоговой базы по налогу на прибыль на сумму 548228 руб., а также о признании незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе учесть в составе расходов 2004 года расходы по доначисленному земельному налогу за 2004 год в размере 28687 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.03.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 решение первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам и доказательствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.
Из материалов дела усматривается, что 07.12.2007 налоговым органом в отношении ЗАО "Волгохим" вынесено решение N 723-в1, которое оспорено налогоплательщиком в арбитражный суд в части начисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 75975 руб., пени по нему в сумме 1845 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 12605 руб., в части уменьшения убытков, исчисленных при определении налоговой базы по налогу на прибыль, на сумму 548228 руб., а также о признании незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе учесть в составе расходов 2004 года расходы по доначисленному земельному налогу за 2004 год в размере 28687 руб.
Основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужило, по мнению налогового органа, неправомерное включение налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, расходы на содержание автозаправочных станций, переданных в аренду, в размере 316565 руб., поскольку часть расходов, понесенных Обществом, не являются экономически оправданными и обоснованными. При этом налоговый орган указывает, что отнесение налогоплательщиком данных расходов не предусмотрено заключенными договорами и не соответствует обычаям делового оборота, принятым в данном виде деятельности; затраты на содержание переданных в аренду автозаправочных станций превышают доход от аренды автозаправочных станций, что повлекло получение Обществом убытков от деятельности по передаче в аренду имущества; участники сделки по передаче в аренду автозаправочных станций являются взаимозависимыми лицами; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на арендованных автозаправочных станциях, зарегистрированы одновременно с совершением сделок по передаче в аренду автозаправочных станций.
В силу положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Факт реальности понесенных расходов и их документальное подтверждение налоговым органом не оспаривается.
При этом инспекция считает, что понесенные Обществом расходы не являются экономически оправданными, так как расходы налогоплательщика на содержание переданных в аренду автозаправочных станций в 2006 году превысили доходы от сдачи их в аренду.
При исследовании обстоятельств дела в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций правомерно, указанный довод налогового органа, не принят в качестве доказательства неправомерности отнесения налогоплательщиком данных сумм в расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации.
В соответствии с пунктами 1.5 договоров аренды автозаправочных станций от 01.01.2004 N 3, от 01.01.2004 N В/Х-В-1, от 01.01.2004 N В/Х-В-2 все расходы, связанные с обслуживанием объекта, коммунальные услуги, услуги телефонной сети, аренда земли производится арендодателем (т. 1, л.д. 83, 88, 93).
Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1 и 4 статьи Кодекса).
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, действующее налоговое законодательство не ставит экономическую оправданность произведенных расходов в зависимость от результатов деятельности налогоплательщика. Кроме того, убыток от хозяйственной деятельности в отдельно взятом периоде не означает отсутствие экономической обоснованности затрат.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П также указал, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о недоказанности налоговым органом отсутствия экономической оправданности расходов налогоплательщика и отсутствия со стороны налогоплательщика намерений и целей на получение прибыли.
Также суды первой и апелляционной инстанций правомерно со ссылкой на положения статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 441-О отклонили довод инспекции о взаимозависимости участников сделки по передаче в аренду автозаправочных станций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что инспекция не доказала, что предполагаемая взаимосвязь участников сделки оказала влияние на условия или экономические результаты их деятельности.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправомерность выводов суда об обязанности инспекции скорректировать расходную часть налоговой базы по налогу на прибыль, включив в нее стоимость амортизируемого имущества по правилам, установленным подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, и сумму неполностью уплаченного земельного налога.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Волгохим" неправомерно завышены убытки на сумму 19625 руб. при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вследствие необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы на расходы по начисленной амортизации имущества с первоначальной стоимостью менее 10000 руб. Данные выводы налогового органа Обществом не оспариваются.
В соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов.
Исходя из норм действующего законодательства при исчислении налога учитываются налоговый период (статья 55 Налогового кодекса Российской Федерации), налоговая база, налоговая ставка (статья 53 Налогового кодекса Российской Федерации)1, налоговые льготы (статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом из анализа правил статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что на налоговый орган возложена обязанность по исчислению суммы налога при проведении налоговых проверок и выявившихся при этом фактов неправильного исчисления суммы налога (статьи 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из решения налогового органа от 07.12.2007 N 723-в1 усматривается, что налоговый орган, установив необоснованное включение в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, расходы в виде начисленной амортизации по имуществу с первоначальной стоимостью менее 10000 руб. в размере 19625 руб., ограничился изложением в решении установленного в действиях налогоплательщика нарушения требования действующего законодательства, не скорректировав при этом расходную часть, что, в конечном счете, повлекло неправильное определение налогооблагаемой базы.
Таким образом, при исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что налогооблагаемая база должна была быть определена налоговым органом с учетом всех установленных в ходе проверки обстоятельств, в том числе с учетом применения положений подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из решения налогового органа усматривается, что Обществом не полностью уплачен земельный налог за 2004 год в размере 28687 руб., за 2005 год в размере 8 руб. в результате неверного применения ставки земельного налога в 2004 году и допущенной арифметической ошибки при исчислении налога за 2005 год. Данные выводы инспекции налогоплательщик также не оспаривает, указывая, что при этом налоговым органом необоснованно не включены в состав расходов правильно исчисленные в ходе проверки суммы земельного налога, что также повлекло к неправильному исчислению налогооблагаемой базы.
С учетом вышеизложенного, данные доводы налогоплательщика также правомерно признаны судами первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального или процессуального права и были предметом спора в суде первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, иных доводов в обоснование заявленных в кассационной жалобе требований налоговый орган не представил, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 марта 2008 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2008 года по делу N А12-393/08 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2008 г. N А12-393/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании