Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 сентября 2008 г. N А12-15/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград", город Волгоград,
на решение от 04.03.2008 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 07.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-15/08,
по иску закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", г. Волгоград, к Федеральному государственному учреждению "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград", г. Волгоград, о взыскании 488764,14 руб.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба", г. Волгоград, (далее - истец, ЗАО "РЭС") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Федеральному государственному учреждению "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Волгоград", г. Волгоград, (далее - ответчик) о взыскании 500039,4 руб., из них 488764,14 руб. задолженности по договору N 87 от 02.12.2005 за период с 01.04.2007 по 30.06.2007 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации и 11275,26 руб. расходов по уплате госпошлины.
Решением от 04.03.2008 арбитражного суда Волгоградской области иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением от 07.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ответчик, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как не соответствующие нормам материального, процессуального права и фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Волгоградской области в ином составе судей.
Представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец извещен, его представитель в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 02.12.2005 между истцом (предприятием) в лице агента общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" и ответчиком (абонентом) заключен договор N 87, согласно которому предприятие приняло на себя обязательство по обеспечению абонента питьевой (технической) водой и приему стоков в согласованных сторонами объемах, а абонент - по своевременной оплате полученной воды, сброшенных сточных вод, сброса загрязняющих веществ в систему канализации.
По данному договору истец производил ответчику отпуск воды и оказывал услуги по приему сточных вод, в том числе и в спорный период с 01.04.2007 по 30.06.2007.
Приложением N 4 к договору сторонами согласован Перечень и нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации Волгограда.
Пунктом 2.1.3 данного договора предусмотрена обязанность истца (предприятия) контролировать соблюдение ответчиком (абонентом) нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализа проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, с периодичностью 1 раз в три месяца и удостоверением факта отбора соответствующим актом.
Согласно пункту 4.2 договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водопользования и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышения (кратности), определяемых путем выполнения проб сточных вод.
14.06.2006 произведен отбор пробы сточной воды, с составлением акта N 1860 (т. 1 л.д. 33). Возможностью отбора параллельной пробы ответчик не воспользовался.
Протоколом количественного анализа сточной (природной) воды N 419 от 28.06.2007 в отобранной пробе установлено превышение норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.
На основании указанного протокола и Приложения N 4 к договору истцом произведен расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.04.2007 по 30.06.2007, которая составила 488764 рублей 14 копеек.
Расчет ответчиком не оспорен.
Данная плата является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, устанавливается на основании договоренности сторон и относится к платежам за оказываемые услуги.
В преамбуле договора N 87 от 02.12.2005 указано, что при выполнении условий договора стороны обязуются руководствоваться действующими "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310; постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83 N 273; постановлениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и всеми иными действующими нормативными и законодательными документами, регулирующими отношения сторон.
Пунктами 69 и 88 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, предусмотрена обязанность абонента своевременно производить оплату за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в соответствии с данными учета, а фактическое количество загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Согласно пункту 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Пункт 1 этого Постановления делегирует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать меры экономического воздействия на абонентов путем определения порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Администрацией Волгоградской области принято Постановление от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области". В пункте 2 этого постановления администрациям городов и районов Волгоградской области рекомендовано возложить функции сбора платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий (организаций) на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением Администрации города Волгограда от 26.02.2002 N 141 утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда. Согласно пункту 3.3 данных Условий приему в системы канализации и далее через выпуски без очистки в р. Волгу от Советского, Дзержинского, Кировского районов подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает значений ПДС, утвержденных Нижне-Волжским бассейновым водным управлением.
В этой связи доводы ответчика о несоответствии закону взимаемой истцом платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ являются необоснованными.
Довод ответчика о том, что администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Ростехнадзор, не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, администрирование которой действительно осуществляет Ростехнадзор, согласно статье 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Плата же, являющаяся предметом настоящего спора, есть вид дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Следовательно, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 04.03.2008 арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 07.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-15/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2008 г. N А12-15/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании