Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 16 декабря 2008 г. N А06-2308/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго", г. Астрахань,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 по делу N А06-2308/08,
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани о признании частично недействительным ее решения от 26.03.2008 N 11-5 и обязании ее возместить НДС,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астркоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани о признании недействительным ее решения от 26.03.2008 N 11-5 в части доначисления НДС в сумме 6184536 рублей, пени по нему в сумме 210143,44 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1236907,2 руб., и обязании ее принять решение о возврате МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" излишне исчисленный НДС за январь-декабрь 2008 года в сумме 6184536 рублей.
Решением суда от 09.06.2008 заявленные требования удовлетворены - ненормативный акт ответчика признан недействительным в части доначисления НДС в сумме 6184536 руб., пени по нему в сумме 210143,44 руб. и привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1236907,2 руб. Суд обязал налоговый орган принять решение о возврате МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" излишне исчисленный НДС за январь-декабрь 2008 г. в сумме 6184536 руб. Кроме того, с налогового органа в пользу МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" взысканы расходы по госпошлине в сумме 45422,68 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2008 отменено в части обязания налогового органа принять решение о возврате МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" излишне исчисленного НДС за январь-декабрь 2008 года в сумме 6184536 руб. В указанной части заявленных требований отказано.
Решение суда в части взыскания с налогового органа в пользу МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 45422,68 руб. изменено: с ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани в пользу МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционного суда в части отмены решения суда и отказа в этой части в удовлетворении заявленных требований с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 11.12.2008 объявлен перерыв до 9 часов 25 минут 16.12.2008.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебной коллегией установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 26.03.2008 N 11-5 по результатам акта выездной налоговой проверки от 18.02.2008 311-5 за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани "Астркоммунэнерго" предложено уплатить в бюджет доначисленный НДС в сумме 6213117 рублей, пени по нему в сумме 391091,39 рублей, штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1242623,4 рублей.
Основанием для отказа в возмещении НДС, доначисления его в бюджет, начисления штрафа и пени явились доводы Инспекции о том, что денежные средства, перечисленные Предприятию из бюджета, не являлись субвенциями, так как выделялись не на компенсацию расходов и покрытие убытков, связанных с применением льгот, а на оплату услуг реализуемых льготным категориям граждан; поэтому указанные денежные средства направлены в счет увеличения доходов Предприятия от реализации коммунальных услуг и должны включаться в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Согласно материалам дела в 2006 г. МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.12.2005 N 72 "О тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2006 год". Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" в 2006 году ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.
Возмещение убытков (расходов) предприятие получало от Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.
Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств в соответствии с Временным положением от 19.05.2005 N 96-П "О возмещении расходов организаций оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг", заключенным в соответствии с ним дополнительным соглашением от 30.12.2005 к договору от 13.04.2005 N 02; Временным положением от 22.08.2005 N 1294-м "О возмещении расходов организациям оказывающих жилищные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг" и заключенным в соответствии с ним договором от 25.05.2006 N 65.
Денежные средства предоставлялись Предприятию из областного и городского бюджетов.
Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов Предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен
В течение 2006 года суммы полученных субвенций Предприятие включало в налоговую базу по НДС.
Однако, согласно п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 г.) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, Предприятие, ошибочно включив суммы полученных субвенций в налоговую базу по НДС, произвело излишнюю уплату налога в бюджет.
В связи с этим Предприятие подготовило и представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за январь-декабрь 2006 г., заявив к уменьшению излишне исчисленный и уплаченный налог
По результатам выездной проверки Инспекция отказала Предприятию в возмещении указанных сумм НДС, доначислила их к уплате в бюджет, привлекла Предприятие к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату указанных сумм в виде взыскания штрафа, а также начислила пени за несвоевременную их уплату в бюджет.
Коллегия выводы арбитражного апелляционного суда в части отмены решения суда и отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части находит ошибочными.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Бюджетные средства, перечисленные Предприятию для возмещения его расходов, не связаны с оплатой коммунальных услуг.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг).
В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ (п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 154 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены.
В силу абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из Фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций при определении налоговой базы не учитываются.
Из анализа совокупности указанных норм НК РФ следует, что налоговая база по НДС определяется как цена реализованных коммунальных услуг, указанная сторонами сделки купли-продажи этих услуг.
Сторонами сделки по предоставлению коммунальных услуг является Предприятие и гражданин-потребитель.
Предприятие предоставляет потребителям коммунальные услуги, а потребители оплачивают их по льготным ценам.
Согласно п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
При реализации услуг льготным категориям граждан пунктом 43 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлен специальный порядок расчета размера платы, согласно которому в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
При реализации коммунальных услуг по льготной цене Предприятие не получает полную оплату (цену) электроэнергии, в связи с чем у Предприятия возникает убыток.
Поэтому одновременно с установлением льготного порядка оплаты коммунальных услуг, государство предусмотрело и механизм компенсации организациям-исполнителям коммунальных услуг их расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан.
Компенсация данных расходов производится путем перечисления бюджетных средств в форме субвенций на расчетный счет исполнителя коммунальной услуги. Размер перечисляемых бюджетных средств утверждается законами об областном бюджете на соответствующий год.
Суд первой инстанции правильно указал, что возмещение расходов (убытков) Предприятию производилось путем перечисления из областного и городского бюджетов денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе на расчетный счет Предприятия.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе, признаются субвенциями.
Выплачиваемые из бюджета денежные средства являются расходами бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
При перечислении бюджетных средств в платежных поручениях указываются сведения о направлении расхода в соответствии с бюджетной классификацией расходов в целях обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств.
Классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных государственных функций и решение социально-экономических задач.
Согласно сведениям о назначении бюджетных средств, указанным в платежных поручениях, денежные средства предоставлялись Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Следовательно, данные денежные средства не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
При таких обстоятельствах коллегия постановление арбитражного апелляционного суда находит подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 по делу N А06-2308/2008 отменить.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.06.2008 по делу N А06-2308/2008 оставить в силе.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани в пользу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго" государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей и по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго" удовлетворить.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2008 г. N А06-2308/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании