Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 июля 2008 г. N А55-18492/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2008 по делу N А55-18492/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Самарского жиркомбината", г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 85528,53 рублей,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Самарского жиркомбината" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары об обязании его осуществить возврат излишне уплаченного НДС в сумме 82528,53 рублей за счет средств федерального бюджета.
Решением суда от 26.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
По мнению ответчика сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 26.10.2007 N 598 Обществу отказано в удовлетворении заявления от 07.09.2006 о возврате излишне уплаченного НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 82528,53 рублей.
Основанием для отказа налоговый орган указывает нарушение заявителем требований п. 8 ст. 78 НК РФ, согласно которому заявление о возврате излишне уплаченного налога должно быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Коллегия выводы арбитражного суда об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно п/п. 5 п. 1 ст. 21, п/п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со ст.ст. 78 и 79 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и ст. 333.40 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, в отношении возврата сумм переплаты, образовавшейся в период до 01.01.2007, должна применяться прежняя редакция ст. 78 НК РФ, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Пунктами 7 и 8 ст. 78 Кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно пункту 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Коллегия находит правильными выводы суда о несостоятельности доводов ответчика о том, что Обществом был пропущен установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ срок подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, а за пределами трехлетнего срока возврат налога не возможен, поскольку данный вывод ответчика противоречит ст.ст. 78, 79 НК, правовым позициям Конституционного Суда РФ и ВАС РФ.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью статьи 78 Кодекса, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.
Аналогичная правовая позиция отражена и в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/0, согласно которой в силу ст.ст. 21 и 79 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2006 г. N 6219/06
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Довод налогового органа о том, что Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов с момента получения копии решения Инспекции N 598, т.е. с 26.10.2006, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку несмотря на то, что Общество не обжаловало данное решение ни в вышестоящий налоговый орган, ни в суд, и не привело доводов, являющихся препятствием для обращения в арбитражный суд, то данные обстоятельства не являются основаниями для отказа в заявленных требованиях.
Суд обоснованно признал несостоятельным довод налогового органа о том, что согласно произведенной сверки расчетов по НДС по состоянию расчетов на 06.02.2008 у Общества имеется переплата по НДС в сумме 84131 руб., а также недоимка на эту же сумму - 84131 руб., и отсутствии в настоящий момент переплаты по НДС, то есть в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 154Фз "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому до 01.01.2007 в п. 7 ст. 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ-154 от 09.07.1999) отсутствовала ссылка на право налогового органа отказать в возврате налога, сбора, пени, штрафа при наличии недоимки по штрафам.
Из вышеизложенного следует, что у налогоплательщика имелось право на возврат переплаты налога, образовавшейся до 01.01.2007, при наличии недоимки по штрафам, образованным до 01.01.2007, что также подтверждается письмом Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары от 12.02.2008 N 06-19/230.
При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 333.37 НК РФ и разъяснениями (пунктом 2) Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ" установлено об отсутствии оснований для освобождения налоговых органов от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы по делам, по которым они выступали в качестве ответчиков.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289, 319 АПК РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2008 по делу N А55-18492/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 июля 2008 г. N А55-18492/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании