Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 декабря 2008 г. N А55-3135/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цунами плюс", город Тольятти, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А55-3135/2008,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цунами плюс", город Тольятти, Самарская область, о признании незаконными отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании совершить определенные действия (заинтересованное лицо - Мэрия городского округа Тольятти Самарской области),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Цунами плюс", город Тольятти, Самарская область (далее по тексту - Общество), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара (далее по тексту - Регистрирующий орган), от 02.02.2008 N 09/142/2007-648 в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 63:09:01 01 163:0039, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Автозаводской район, улица Свердлова, 37А, и обязании Регистрирующего органа устранить нарушения законных прав и интересов Общества путем регистрации перехода права собственности и права собственности Общества на земельный участок.
Заявление мотивировано незаконностью отказа Регистрирующего органа по следующим обстоятельствам: между Обществом и органом местного самоуправления подписан договор купли-продажи земельного участка, земельный участок передан Обществу, расчеты по договору проведены, земельный участок не относится к землям общего пользования, кадастровый план не содержит сведений об отнесении земельного участка к землям общего пользования.
Регистрирующий орган в отзыве на заявление просил в удовлетворении требований отказать, поскольку предоставление земельных участков в собственность для целей благоустройства не предусмотрено, земельный участок, предназначенный для благоустройства относится к землям общего пользования, земельные участки общего пользования приватизации не подлежат, на момент подписания договора купли-продажи предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату возможно только для садоводства и огородничества, договор купли-продажи земельного участка не соответствует нормам законодательства.
Определением от 31.03.2008 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Мэрия городского округа Тольятти Самарской области (далее по тексту - Мэрия).
Мэрия в отзыве на кассационную жалобу поддержала доводы Общества, указав, что на момент принятия ненормативного акта о продаже земельного участка ограничения не существовали, земельный участок примыкает к принадлежащему Обществу земельному участку, запрет на предоставление в собственность земельного участка для целей благоустройства законом не предусмотрен.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2008 заявленные Общество требования оставлены без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: предоставление земельных участков для благоустройства не предусмотрено, земельные участки для благоустройства относятся к землям общего пользования, отнесение земельного участка к зоне Ж-4 не препятствует отнесению его к землям общего пользования, на момент подписания договора купли-продажи предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату возможно только для садоводства и огородничества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 решение суда первой инстанции от 15.05.2008 оставлено без изменения.
Постановление апелляционного суда мотивировано подтверждением выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Общество ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. Судебными инстанциями не учтено следующее: предоставление земельных участков за плату возможно для любых целей, не связанных со строительством, доказательства отнесения земельного участка к землям общего пользования отсутствуют, решение органа местного самоуправления о продаже земельного участка вынесено до принятия ненормативного акта, на который сослались судебные инстанции, Регистрирующим органом фактически произведено незаконное изъятие имущества.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей Регистрирующего органа и Мэрии, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Обратили внимание судебной коллегии на неправомерность применения ненормативных актов органов местного самоуправления 1998 и 2007 года, отсутствие доказательств включения спорного земельного участка в земли общего пользования, ненормативный акт о продаже земельного участка в установленном порядке не оспорен.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Общества, заслушав представителей Общества, судебная коллегия кассационной инстанции находит поданную по делу кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Материалами дела установлено следующее.
Постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 22.02.2007 N 481-1/П принято решение о продаже Обществу по рыночной цене земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 01 163:0039, входящего в состав земель населенных пунктов, общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: город Тольятти, Автозаводской район, улица Свердлова, 37А, для благоустройства территории, прилегающей к зданию магазина, с видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом зоны N Ж-4.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением 23.10.2007 между Обществом и Мэрией подписан договор купли-продажи земельного участка N 307, в соответствии с пунктом 1.1 которого Мэрия обязуется передать в собственность, а Общество принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:09:01 01 163:0039, находящийся по адресу: город Тольятти, Автозаводской район, улица Свердлова, 37А, для благоустройства территории, прилегающей к зданию магазина, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 2000 кв.м.
14.12.2007 Общество обратилось в Регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на приобретенный земельный участок.
Сообщением Регистрирующего органа N 09/142/2007-648 от 02.02.2008 в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок отказано.
Отказ Регистрирующего органа мотивирован не соответствием представленных документов нормам законодательства, поскольку действовавшим на момент принятия ненормативного акта порядком в городе Тольятти не предусмотрено предоставление земельных участков для целей благоустройства, предназначенный для благоустройства земельный участок относится к землям общего пользования.
Судебными инстанциями доводы Регистрирующего органа признаны правомерными.
Данные выводы судебных инстанций судебная коллегия кассационной инстанции находит ошибочными в силу нижеследующего.
В силу положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Земельный участок представлен Обществу постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 22.02.2007 N 481-1/1п, которое издано на основании постановления Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 23.06.2006 N 5248-1/п "О процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством".
Судебные инстанции пришли к выводу, что постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 23.06.2006 N 5248-1/п не предусмотрена возможность предоставления земельных участков в собственность юридических лиц для целей благоустройства территории. В то же время, данное постановление не содержит перечня целей, для использования в которых возможно предоставление земельного участка в собственность. Данным постановлением регламентированы только цели предоставления земельных участков в аренду. Учитывая отсутствие запрета в постановлении на предоставление земельных участков в собственность для целей благоустройства, ссылка судебных инстанций и Регистрирующего органа на данное постановление как на основание для отказа в государственной регистрации права собственности не может быть признана правомерной.
Так же не может быть признана правомерной ссылка судебных инстанций на прекращение действия на момент подписания договора купли-продажи спорного земельного участка постановление Мэра городского округа Тольятти от 23.06.2006 N 5248-1/п в связи с вступлением в силу 04.10.2007 постановления Мэра города Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/н "Об утверждении положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти". В соответствии с пунктом 7 данного Положения предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей не связанных со строительством, может осуществляться в собственность за плату только для садоводства и для огородничества.
Правоотношения сторон по выкупу земельного участка сложились с момента принятия постановления Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 22.02.2007 N 481-1/П, то есть до вступления в силу постановления Мэра города Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/н.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановления Мэра города Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/н не имеет положений, свидетельствующих о его применении к ранее возникшим отношениям.
Следующим основанием для отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности судебными инстанциями положено отнесение спорного земельного участка к земельным участкам общего пользования.
Данный вывод судебными инстанциями сделан на основании "Порядка организации и проведения работ по закреплению за физическими и юридическими лицами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в городе Тольятти, территорий для благоустройства и озеленения", утвержденного Постановлением Мэра города Тольятти Самарской области от 28.12.1998 N 2381-1/12-98. Согласно данному порядку площадь земельного участка, предназначенного для благоустройства, землепользователю в пользование не предоставляется и является землями общего пользования.
Поскольку данный порядок был принят до вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, он подлежит применению в части, не противоречащей данным нормативным актам.
С учетом положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное постановление Мэра города Тольятти Самарской области от 28.12.1998 N 2381-1/12-98 не подлежит применению.
Кроме того, в части доводов об отнесении земельного участка к местам общего пользования судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с подпунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Доказательства отнесения спорного земельного участка к земельным участкам общего пользования в свете положений градостроительного законодательства в материалах дела отсутствуют.
Отсутствие доказательств включения спорного земельного участка в земли общего пользования исключает возможность применения положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Спорный земельный участок отнесен к зоне "Ж-4". В соответствии со статьей 2.1 "Регулирования застройки и землепользования на основе правового зонирования и градостроительные регламенты", являющегося приложением N 1 к Постановлению Самарской городской Думы Самарской области от 10.07.2002 N 504 зона "Ж-4" является зоной многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей. Доказательства наложения запрета на отчуждение земельных участков, расположенных в зоне "Ж-4" в материалах дела отсутствуют.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду глава 2.1 Постановления Тольяттинской городской Думы от 10 июля 2002 г. N 504
При этом, судебная коллегия учитывает, что отнесение земельных участков к землям общего пользования производится на основании Правил застройки и землепользования, подлежащих утверждению исключительно органами местного самоуправления. Уполномоченный орган городского округа Тольятти (Мэрия), привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в ходе рассмотрения указало, что спорный земельный участок не является землями общего пользования.
Так же судебная коллегия принимает во внимание, что спорный земельный участок ранее предоставлялся право предшественнику Общества на праве временного пользования.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций о соответствии отказа в государственной регистрации нормам законодательства сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, обжалованные по делу судебные акты подлежат отмене.
Судебная коллегия кассационной инстанции, учитывая установление судебными инстанциями всех фактических обстоятельств по делу, отсутствие у Регистрирующего органа правовых оснований для отказа Обществу в осуществлении государственной регистрации права собственности, предоставление спорного земельного участка право предшественнику Общества на праве временного пользования, считает возможным принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе судебная коллегия в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на Регистрирующий орган.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 286, 287, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А55-3135/2008 отменить.
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, от 02.02.2008 N 09/142/2007-648 в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности общества с ограниченной ответственностью "Цунами плюс", город Тольятти, Самарская область, на земельный участок с кадастровым номером 63:09:01 01 163:0039, расположенный по адресу: Самарская область, город Тольятти, Автозаводской район, улица Свердлова, 37А, как противоречащий статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества с ограниченной ответственностью "Цунами плюс", город Тольятти, Самарская область, путем государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:01 01 163:0039, расположенный по адресу: Самарская область, город Тольятти, Автозаводской район, улица Свердлова, 37А, в месячный срок с момента принятия настоящего постановления.
Кассационную жалобу удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Цунами плюс", город Тольятти, Самарская область, 1000 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2008 г. N А55-3135/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании