Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 декабря 2008 г. N А55-13324/2007
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 20 мая 2008 г. N А55-13324/2007
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы городского округа Самары, город Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу N А55-13324/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реалбаза", город Самара, о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара, администрации городского округа Самара, город Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара, главы городского округа Самара, город Самара, и обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реалбаза", город Самара (далее по тексту - Общество), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара (далее по тексту - Министерство), и администрации городского округа города Самары, город Самара (далее по тексту - Администрация), выразившегося в не принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Обществом земельными участками, расположенными по адресу: город Самара, улица Комсомольская, 20, 22, 69, общей площадью 1234 кв.м, обязании Министерства и Администрации принять в месячный срок решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, взыскании с Министерства и Администрации 16646 рублей убытков.
Заявление мотивировано следующими обстоятельствами: земельные участки предоставлены Обществу постановлениями администрации города Самары от 13.01.1994 N 45 и 44, на земельных участках расположены муниципальные жилые дома, Обществом в июне 2006 года подано заявление об отказе от права пользования земельными участками в Администрацию, в последующем аналогичное заявление подано в Министерство, решение по заявлению Общества не принято.
Администрация в отзыве на заявление просила в удовлетворении требований к Администрации отказать, поскольку распоряжение земельными участками к полномочиям Администрации не отнесено.
Министерство в отзыве на заявление так же просило в удовлетворении требований отказать, поскольку решение должна принимать Администрация в связи с расположением на земельных участках муниципальной собственности.
До вынесения решения по делу судом принято уточнение требований Обществом. Уточненные требования Общества состояли в следующем: признать незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 31.07.2007 N 15-07-10/24399 и отказ Министерства от 05.09.2007 N 12-14/295г., обязать Администрацию и Министерство устранить нарушения прав Общества, взыскать с Министерства и Администрации 22195 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2007 требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Администрации по отказу в принятии решения о прекращении права пользования Обществом земельными участками, Администрация обязана устранить нарушения путем принятия решения о прекращении права пользования Обществом земельными участками, в остальной части требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: земельные участки предоставлены Обществу постановлениями администрации города Самары от 13.01.1994 N 45 и 44, на земельных участках расположены объекты муниципальной собственности, спорный земельный участок является собственностью муниципального образования, решение Администрации об отказе в прекращении права пользования незаконно, требования к министерству предъявлены неправомерно, предъявленные ко взысканию денежные суммы не являются убытками Общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 решение суда первой инстанции от 03.12.2007 в части признания незаконным решения Администрации и обязании Администрации устранить нарушения прав Общества отменено, в удовлетворении требований в данной части отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
Постановление апелляционного суда в части отмены судебного акта и отказа в иске мотивировано следующими обстоятельствами: в качестве ответчика по делу Обществом определены Администрация и Министерство, Департамент управления имуществом городского округа Самара к участию в деле не привлечен, Администрацией решение об отказе в прекращении права пользования не принималось, в удовлетворении требований к Администрации следовало отказать.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2008 постановление апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановление суда кассационной инстанции обосновано фактическим принятием решения о правах лица, не привлеченного к участию в деле.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда первой инстанции от 03.12.2007 отменено по безусловному основанию, к участию в деле привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее по тексту - Департамент), апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 заявление удовлетворено частично, признано незаконным бездействие главы городского округа Самары, выразившееся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Обществом земельными участками, глава городского округа Самара обязан в месячный срок принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Обществом земельными участками.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал следующее: постановлением администрации города Самары Обществу предоставлены земельные участки, расположенные на земельный участках жилые дома состоят в муниципальной собственности, Обществом подано заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, подготовлен проект постановления, земельные участки не относятся к земельным участкам право собственности на которые не разграничено, решение по обращению Общества должен принимать орган местного самоуправления, отсутствие зарегистрированного права собственности не свидетельствует об отсутствии полномочий на распоряжение земельными участками.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, глава городского округа Самара (далее по тексту - Заявитель) обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Заявитель ссылается на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права. Судом апелляционной инстанции не учтено следующее: право собственности муниципального образования на земельные участки не зарегистрировано, право распоряжения земельным участком возникает с момента регистрации права собственности, право распоряжения спорными земельными участками передано исполнительному органу субъекта федерации, органы местного самоуправления не вправе распоряжаться спорными земельными участками, бездействие со стороны Заявителя отсутствует.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, поскольку для принятия решения о прекращении права Обществом были представлены все документы, земельные участки относятся к муниципальной собственности.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебный акт без изменения, поскольку расположенные на земельных участках объекты недвижимости являются муниципальной собственностью, земельный участок не относится к земельным участкам право собственности на которые не разграничено.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу указал на отсутствие возражений против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку муниципальной право собственности на земельный участки не зарегистрировано, земля не разграничена, распоряжение передано Министерству.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность обжалованного по делу судебного акта, правильность применения норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов Общества, Министерства и Департамента на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
Постановлениями Администрации города Самары от 13.01.1994 NN 44, 45 Самарской реализационной базе производственного объединения "Самарахлебпродукт", правопреемником которой является Общество, предоставлены в постоянное пользование земельные участки в Самарском районе города Самары по улице Комсомольской, фактически занимаемые жилыми домами NN 69, 22, 20.
На основании вышеуказанных постановлений Обществу выданы свидетельства на постоянное пользование на земельные участки.
На основании постановления от 26.01.1995 N 18 жилые дома по улице Комсомольской состоят в реестре муниципального имущества города Самара.
В июне 2006 года Общество обратилось в администрацию городского округа Самара с заявлением об отказе от права постоянного пользования на земельные участки, на которых расположены муниципальные дома в соответствии со статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс).
Был подготовлен проект постановления "О прекращении ООО "Реалбаза" права постоянного пользования земельными участками, расположенными в Самарском районе".
Департамент письмом N 15-07-10/24399 от 31.07.2007 указал Обществу на необходимость обращения по вопросу прекращения права пользования земельными участками в уполномоченный орган субъекта федерации.
31.10.2006 МП "Городской земельный центр", с которым Обществом был заключен договор на информационно-справочное обслуживание по подготовке постановления главы городского округа Самары, проинформировал, что заявка Общества об отказе от права постоянного пользования аннулирована в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками Министерству.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 53 Кодекса, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Пунктом 3 статьи 53 Кодекса предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 статьи 53 Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, обязаны сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 статьи 53 Кодекса.
Согласно представленной Обществом в материалы дела выписке из реестра муниципального имущества города Самары от 15.03.2005 N 15-07-06/18367 объекты недвижимости, расположенные на предоставленных Обществу земельный участках, включены в реестр муниципальной собственности.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности может служить документом, подтверждающим права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вступил в действие с 01.07.2006, в силу чего спорный земельный участок является собственностью муниципального образования городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Кодекса в муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от "О разграничении государственной собственности на землю". Согласно статье 5 названного закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 Министерству переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Спорный земельный участок не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, у Министерства отсутствуют полномочия по прекращению прав на него, решение о прекращении права постоянного пользования должно быть принято уполномоченным органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующего земельного участка.
При рассмотрении спора апелляционным судом правомерно указано, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не препятствует уполномоченным органам распоряжаться этими земельными участками.
С учетом статьи 46 Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, судебные инстанции в качестве уполномоченного органа по принятию решения о прекращении права пользования Обществом земельным участками правомерно определен глава городского округа Самара, которому предоставлены соответствующие полномочия.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая расположение на спорных земельных участках жилых домов, включенных в реестр муниципальной собственности, апелляционный суд пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества с возложением соответствующих обязанностей на главу городского округа Самара, в связи с чем, судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу N А55-13324/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2008 г. N А55-13324/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании