Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 марта 2009 г. N А06-5208/2008
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2009 г. N 9084/09 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А06-5208/2008,
по заявлению открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс", г. Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани, о признании недействительными решений налогового органа,
установил:
Открытое акционерное общество "АстраханьПассажирТранс", г. Астрахань, (далее - Общество, ОАО "АстраханьПассажирТранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани, (далее - инспекция, налоговый орган) N 729/606 от 01.07.2008 об отказе ОАО "АстраханьПассажирТранс" в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 711326 руб. и решения N 729/10729 от 01.07.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 9479 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2008, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008, заявление удовлетворено полностью. Решения налогового органа от 01.07.2008 N 729/606 и N 729/10729 признаны недействительными.
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на правомерность принятых им решений.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными. Общество полагает, что обстоятельства, изложенные налоговым органом в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой и апелляционной инстанций.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии судебных актов, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает судебные акты подлежащими оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2007 года, согласно которой сумма НДС, заявленная к возмещению, составила 711326 руб., сумма налоговых вычетов по НДС - 776129 руб.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщик в нарушение статей 171, 172, 173 НК РФ в результате завышения налоговых вычетов по НДС и неправильного исчисления налога занизил НДС в сумме 47393 руб. Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о неуплате ОАО "АстраханьПассажирТранс" НДС в сумме 47393 руб. и принятия 01.07.2008 решений N 729/606 и N 729/10729 об отказе ОАО "АстраханьПассажирТранс" в возмещении НДС в сумме 711326 руб. и о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9479 руб.
Полагая, что названные решения не соответствуют налоговому законодательству и нарушают его права, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные ОАО "АстраханьПассажирТранс" требования, исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для отказа в возмещении заявленной суммы НДС, а также привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Суд кассационной инстанции полагает названные выводы судов законными и обоснованными по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемых решений, основанием к их вынесению послужил вывод налогового органа о том, что поскольку налогоплательщик использует имущество, полученное по договорам лизинга (пассажирские автобусы), только для оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, не подлежащих в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ обложению НДС, то сумма налога, уплаченная налоговым агентом-лизингополучателем в бюджет, должна включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Оценив представленные Обществом документы, суды правомерно пришли к выводу об ошибочности выводов налогового органа.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в т.ч. маршрутного).
При этом в силу пункта 6 статьи 149 НК РФ указанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Таким образом, операции по реализации услуг, предусмотренные подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) т.е. на указанные операции установлена льгота по НДС.
Однако по указанным операциям у налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС в случае отсутствия раздельного учета операций подлежащих и не подлежащих налогообложению и (или) отсутствии соответствующей лицензии на осуществление деятельности.
Таким образом, на операции по реализации автотранспортных услуг, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, установлена льгота по НДС, но названные операции признаются объектом обложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ.
Данная правовая позиция подтверждена и Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 09.06.2005 N 287-О, где указано, что в статье 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее, не подлежат налогообложению НДС. По сути, такое освобождение от налогообложения может рассматриваться как предоставление налоговой льготы.
Судами установлено, лицензией N АСС-30-2521-001 от 13.10.2005 подтверждается, что условия для применения льготы ОАО "АстраханьПассажирТранс" соблюдаются.
Порядок ведения раздельного учета закреплен в учетной политике ОАО "АстраханьПассажирТранс" от 06.09.2006 N 60. Правильность его ведения налоговым органом подтверждена и не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для осуществления операции, признаваемых объектом налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и приобретаются в процессе осуществления этой деятельности.
Поскольку лизинговые платежи являются оплатой предоставляемой услуги, то из смысла подпункта 1 части 2 статьи 171 НК РФ следует, что суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, подлежат вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Из буквального толкования вышеперечисленных норм главы 21 НК РФ, а также из содержания пункта 1 статьи 176 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы НДС в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ при наличии счетов-фактур, после принятия на учет.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "АстраханьПассажирТранс" документально подтвердило свое право на предъявление к вычету спорной суммы НДС.
В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная неуплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
Принимая во внимание, что правомерность заявленных налогоплательщиком к возмещению сумм НДС документально подтверждена и в установленном порядке не опровергнута налоговым органом, судебная коллегия считает что суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии у ОАО "АстраханьПассажирТранс" задолженности по уплате налога за данный налоговый период, что исключает привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой и апелляционной инстанции об удовлетворении требований налогоплательщика о признании решений Инспекции N 729/606 от 01.07.2008 и N 729/10729 от 01.07.2008 недействительными является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы налогового органа не содержат ссылки на обстоятельства, опровергающие выводы судов, и по существу направлены на переоценку доказательств. Однако в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции, не допускается на стадии кассационного судопроизводства.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела суды всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, основания для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального и процессуального права, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 по делу N А06-5208/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Астрахани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 марта 2009 г. N А06-5208/2008
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2009 г. N 9084/09 настоящее постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании