Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 3 марта 2009 г. N А72-5763/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А72-5763/2008,
по заявлению открытого акционерного общества "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод", село Криуши Ульяновской области к Государственному учреждению - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 20 мая 2008 года N 1,
установил:
открытое акционерное общество "Криушинский судостроительно-судоремонтный завод" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, ответчик) о признании недействительным решения от 20.05.2008 N 1.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 01.12.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования проведена проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года.
По результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 14.03.2008 22н/с, в котором указано, что заявителем не представлены к проверке документы, являющиеся основанием для списания задолженности страхователя по страховым взносам в 2004 году в сумме 115353 руб., в ноябре 2007 года - в сумме 185048 руб., также установлено отсутствие недоимки по уплате страховых взносов за проверяемый период, пунктом 4.1 акта заявителю предложено, при отсутствии недоимки, уплатить пени на недоимку по страховым взносам в сумме 92291 руб. 11 коп.
В приложении N 1 к акту проверки от 14.03.2008 за Обществом на начало проверяемого периода числился остаток задолженности в сумме 294213 руб., в том числе недоимка в сумме 286648 руб. и пени в сумме 5191 руб. 12 коп.
07.04.2008 ответчиком было вынесено решение N 14 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с отсутствием события правонарушения, а 29.04.2008 г. ответчиком в адрес заявителя направлено требование N 21 об уплате суммы пени в размере 92291 руб. 11 коп. в срок до 18.05.2008.
В связи с невыполнением требования от 20.05.2008 вынесено решение N 1 о взыскании с Общества пени в сумме 92291 руб. 11 коп. в принудительном порядке.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и принятыми в соответствии с ними другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, что закреплено в статье 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании части 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно статьи 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" N 118-ФЗ от 05.08.2000 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, в т.ч. в Фонд социального страхования Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Кроме того, обязательность исполнения норм Налогового кодекса Российской Федерации при проведении органами Фонда социального страхования РФ проверок и при выполнении действий по взысканию недоимки установлена письмом Фонда социального страхования РФ от 08.05.2007 N 02-18/04-4156, а также пункта 2 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социальною страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации согласно приложению, (утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ и Фонда социального страхования РФ от 10.12.2003 N 317/280, зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2003 N 5344).
Следовательно, оспариваемое решение ответчика должно отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения в соответствии с ч. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьями 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после ее исполнения, а тем самым исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога (страховых взносов).
Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с того момента не подлежат начислению. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в ходе проверки, проведенной ответчиком, не выявлено недоимки по уплате страховых взносов за весь проверяемый период, а также случаев несвоевременной уплаты страховых взносов.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сумма пени, которую ответчик обязал уплатить заявителя оспариваемым решением, начислена на сумму задолженности по уплате страховых взносов, существовавшую на 31.12.2004.
Таким образом, как обоснованно указали судебные инстанции, оспариваемое решение от 01.05.2008, предусматривающее обязанность выплаты заявителем пени за несвоевременную уплату страховых взносов, начисленных в период до 31.12.2004, принято ответчиком после истечения срока, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, так как указанный срок истек в 2005 году, что является основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Суд первой инстанции и апелляционный суд, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А72-5763/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 марта 2009 г. N А72-5763/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании