Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 мая 2009 г. N А65-23065/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2009.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2009.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А65-23065/2008,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани о возврате незаконно уплаченных сумм налогов и сборов, с участием третьих лиц - Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом принятых уточнений, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее - налоговый орган, инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченные налоги в размере 305305 рублей 59 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит отменить ранее принятые судебные акты, поскольку судами не учтено то, что предметом спора является требование общества о возврате незаконно взысканных инспекцией налогов, сборов и пеней, не подлежащих уплате, в размере 305305 рублей 59 копеек, а не возврат переплаченных сумм налогов, как утверждает налоговый орган.
Отзыв на кассационную жалобу налоговый орган не представил.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.08.2002 инспекция вынесла требование об уплате налогов, сборов N 211. Поскольку в предложенный срок требование заявителем не исполнено, инспекцией 18.09.2002 были приняты постановление N 143 о взыскании налога и пеней в общей сумме 2029865 рублей 34 копейки за счет имущества налогоплательщика, постановление N 144 о взыскании налога и пеней в общей сумме 933323 рублей 49 копеек за счет имущества налогоплательщика.
В 2002-2003 годы заявителем было уплачено налогов, сборов, пени в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в общей сумме 305305 рублей 59 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 по делу N А65-27778/2007 вышеуказанное требование от 29.08.2002 N 211 об уплате налогов, сборов, пени было признано незаконным, данное решение вступило в законную силу.
В связи с признанием незаконным названного требования, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от 30.10.2008 о возврате излишне уплаченных налогов, сборов в общей сумме 305305 рублей 59 копеек.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Порядок возврата и (или) зачета излишне уплаченных сумм налога регулируется статьей 78 НК РФ. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога регулируется статьей 79 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 333.40 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о наличии задолженности у общества по уплате налогов.
Ссылка заявителя в дополнении к кассационной жалобе на кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 14.02.2003, которым подтверждается отсутствие у общества недоимки по налогам и другим платежам, отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит его содержанию. Из данного определения следует, что рассматривался период хозяйственной деятельности с 1999 года по 2000 год, и сумма задолженности общества по налогам и сборам лишь снижена до 153832 рублей 82 копейки.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждено судебной коллегией апелляционной инстанции, материалы дела не содержат доказательств отсутствия у заявителя обязанности уплачивать данные налоги, сборы и пени. Более того, в ходе судебного разбирательства в арбитражный суд первой инстанции инспекцией представлены налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам по этим налогам, сборам за 2001 год, судебные решения, свидетельствующие о законности произведенных уплат заявителем и взысканиях налогового органа во исполнение имевших место задолженностей по налогам, сборам.
Так, ряд представленных платежных документов являются инкассовыми поручениями, направленными инспекцией: от 05.12.2003 N 4427 - 270 рублей, от 26.11.2003 N 4045 - 822 рублей 11 копеек, от 22.08.2003 N 2611 - 2152 рублей 10 копеек, от 22.08.2003 N 2610 - 630 рублей, от 19.08.2003 N 1576 - 399 рублей 91 копеек, от 10.04.2003 N 432 - 4750 рублей (согласно исполнительному листу Арбитражного суда Республики Татарстан N 071618 по делу N А65-11132/2002), от 10.04.2003 N 429 - 19483 рублей (согласно исполнительному листу Арбитражного суда Республики Татарстан N 07047 по делу N А65-4174/2002), от 27.03.2003 N 329 - 4854 рублей (исполнительному листу Арбитражного суда Республики Татарстан N 072702 по делу N А65-12210/2002) от 27.03.2003 N 330 - 464 рублей 10 копеек, от 28.02.2003 N 211 - 744 рублей 43 копеек, от 22.08.2003 N 2611 - 2152 рублей 10 копеек, от 22.08.2003 N 2610 - 630 рублей, от 19.08.2003 N 1576 - 399 рублей 91 копеек, от 10.04.2003 N 432 - 4750 рублей (согласно исполнительному листу Арбитражного суда Республики Татарстан N 071618 по делу N А65-11132/2002) от 10.04.2003 N 429 - 19483 рублей (согласно исполнительному листу Арбитражного суда Республики Татарстан N 07047 по делу N А65-4171/2002), от 27.03.2003 N 329 - 4854 рублей (согласно исполнительному листу Арбитражного суда Республики Татарстан N 072702 по делу N А65-12210/2002), от 27.03.2003 N 330 - 464 рублей 10 копеек.
В платежных поручениях от 03.10.2003 N 50 - 1658 рублей 14 копеек - в назначении платежа указано погашение пени по налогу на прибыль, от 03.10.2003 N 41 - 4377 рублей - в назначении платежа указано погашение пени по налогу на прибыль., от 03.10.2003 N 51 788 рублей 36 копеек в назначении платежа указано погашение пени по налогу на автомобильные дороги, от 03.10.2003 N 48 - 47 рублей 34 копеек в назначении платежа указано погашение пени по налогу на имущество, от 03.10.2003 N 45 - 843 рублей 25 копеек в назначении платежа указано погашение пени по налогу на добавленную стоимость согласно требования от 30.09.2003 N 3017, от 03.10.2003 N 46 - 43 рублей 46 копеек в назначении платежа указано погашение пени по целевым сборам на содержании милиции согласно требования от 30.09.2003 N 3017, от 25.03.2003 N 15 - 23000 рублей в назначении платежа указана арендная плата за земли городов и поселков.
Кроме того, в подтверждение имеющейся задолженности инспекцией представлены расчеты общества по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - ЕСН) для организаций, выступающих в качестве работодателей за январь 2001 год, за февраль 2001 года, за март 2001 года, за апрель 2001 года, за май 2001 года, за июнь 2001 года, за июль 2001 года, за август 2001 года, за сентябрь 2001 года, за октябрь 2001 года, за ноябрь 2001 года, за декабрь 2001 года, за 1 квартал 2002 года, за 2 квартал 2002 года в общей сумме 146681 рублей 60 копеек, том числе ЕСН в Пенсионный фонд - 123711 рублей 99 копеек, ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1275 рублей 73 копеек, ЕСН в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 21693 рублей 88 копеек - расчетом налога от фактической прибыли за 2001 год в общей сумме 29807 рублей 5 копеек, в том числе налог на прибыль в федеральный бюджет - 9367 рублей 93 копеек, налог на прибыль местный бюджет - 516 рублей 47 копеек, налог на прибыль в бюджет Республики Татарстан - 7664 рублей 67 копеек, налог на прибыль городской бюджет - 4258 рублей 15 копеек. Задолженность по налогу на прибыль подтверждается также актом выездной налоговой проверки от 25.10.2001 N 306, решением от 05.12.2001 N 302, в том числе налог на прибыль в местный бюджет - 109771 рублей 3 копеек, налог на прибыль в бюджет Республики Татарстан - 98793 рублей 92 копеек, налог на прибыль в федеральный бюджет 120748 рублей 13 копеек. Данное решение заявителем не обжаловалось, инспекцией в судебном порядке взысканы налоговые санкции. Имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2003 по делу N А65-3732/2003, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.2003, постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 18.03.2004.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 189997 рублей подтверждается актом от 30.10.2001 N 316 выездной налоговой проверки, решением от 07.12.2001 N 309, решением от 07.12.2001 N 309а о внесении изменений в решение от 07.12.2001 N 309. Данное решение заявителем не обжаловалось, инспекцией в судебном порядке взысканы налоговые санкции. Имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2002 по делу N А65-4174/2002.
Задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 23 250 рублей подтверждается актом от 16.04.2002 N 48 выездной налоговой проверки, решением от 30.05.2002 N 43. Данное решение заявителем не обжаловалось, инспекцией в судебном порядке взысканы налоговые санкции. Имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2002 по делу N А65-12210/2002.
Как правомерно указано в обжалуемых судебных актах, ссылка общества на признание незаконным требования от 29.08.2002 N 211 другим судебным актом само по себе не свидетельствует о возникновении у общества излишней уплаты налогов, сборов и пеней.
При таких обстоятельствах выводы судов соответствует позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской федерации", в соответствии с которым согласно статьям 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательства, подтверждающие возникновение переплаты в связи с взысканием ответчиком сумм по требованию от 29.08.2002 N 211, и суды наличие таких обстоятельств не установили, в связи с чем у общества отсутствует право на возврат спорной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А65-23065/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2009 г. N А65-23065/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании