26 февраля 2009 г. |
Дело N А65-23065/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2008 года по делу N А65-23065/2008 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению ООО "НПП "Леон", г.Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани Республики Татарстан, г.Казань,
третьи лица: Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Республике Татарстан, г.Казань,
Министерство финансов Республики Татарстан, г.Казань,
о возврате незаконно уплаченных сумм налогов и сборов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани (далее - налоговый орган) возвратить излишне уплаченные налоги в размере 305305,59 руб. (т.1 л.д.2-4, 141).
Определением суда от 25.11.2008 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Республике Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан (т.1 л.д.110).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2008г. по делу N А65-23065/2008 в удовлетворении заявления Общества к налоговому органу отказано (т.2 л.д.117-119).
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.122-124).
Налоговый орган и Министерство финансов Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Управление Федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.08.2002г. налоговым органом вынесено требование об уплате налогов, сборов N 211.
Данным требованием Обществу предлагалось уплатить 1265598,78 руб. недоимки по налогу на прибыль, подоходному налогу с физических лиц, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, налогу на имущество, платежам за пользование недрами и природными ресурсами, платежам в дорожный фонд, прочим налогам, сборам и другим поступлениям и 1697590,05 руб. пени по данным платежам.
Поскольку в предложенный срок требование Обществом не исполнено, налоговым органом 18.09.2002г. приняты: постановление N 143 о взыскании налога и пеней в общей сумме 2029865,34 руб. за счет имущества налогоплательщика, постановление N144 о взыскании налога и пеней в общей сумме 933323,49 руб. за счет имущества налогоплательщика (т.1 л.д. 21-25).
В период 2002-2003гг. Обществом в добровольном порядке уплачено налогов, сборов, пени в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в общей сумме 305305,59 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 г. по делу N А65-27778/2007 вышеуказанное требование налогового органа от 29.08.2002 г. N 211 об уплате налогов, сборов, пени было признано незаконным. Данное решение вступило в законную силу (т.1 л.д.14-20).
10.10.2008 г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением N 133 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в общей сумме 305305,59 руб. (т.1 л.д.34).
Решением налогового органа от 15.10.2008г. N 790 отказано Обществу в осуществлении возврата, поскольку у Общества отсутствует переплата по налогу, и предложено провести совместную выверку уплаченных налогов (т.1 л.д.32).
В связи с признанием незаконным названного требования налогового органа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд в порядке ст. 78, ч. 1,5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) о возврате излишне уплаченных налогов, сборов в общей сумме 305303,59 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Как видно из материалов дела, что в качестве правового основания для возврата уплаченных налогов, сборов, пени на общую сумму 305305,59 руб. Общество ссылается на ст. 78, п. 1, 5 ст. 79 НК РФ.
Общество считает, что узнало о своей излишней уплате налогов, сборов по соответствующим платежным документам со дня принятия определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2007г. по делу N А65-9172/2005-СГ4-26, которым налоговому органу отказано во введении процедуры наблюдения в отношении Общества и прекращено производство по делу о признании ООО "НПП "Леон" несостоятельным (банкротом). Считает, что с этой даты должен исчисляться трехлетний срок для возврата налогов, сборов в данном случае.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата и/или зачета излишне уплаченных сумм налога регулируется ст. 78 НК РФ. Порядок возврата излишне взысканных сумм налога регулируется ст. 79 НК РФ.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007г. и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) и ст. 333.40 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007г.) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, 10.10.2008г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением N 133 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в общей сумме 305305,59 руб. (т.1 л.д.34).
Решением налогового органа от 15.10.2008г. N 790 отказано Обществу в осуществлении возврата, поскольку у него отсутствует переплата по налогу, и предложено провести совместную выверку уплаченных налогов (т.1 л.д.32).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006г. N 6219/06 разъяснено, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что у Общества отсутствовала переплата по налогам в требуемом размере, поэтому не было оснований для обращения с соответствующим заявлением о ее возврате.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела доводы Общества об излишней уплате налогов, сборов на общую сумму 305305,59 руб., поскольку ему стало известно со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 г. по делу N А65-27778/2007, которым требование от 29.08.2002 г. N 211 об уплате налогов, сборов, пени было признано незаконным и что, последующие акты, вынесенные на основании этого требования (постановления N 143 и N 144 от 18.09.2002 г.) также не имеют юридической силы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2008 г. по делу N А65-27778/2007 признано незаконным требование от 29.08.2002г. N 211 об уплате налогов, сборов, пени в связи с тем, что данное требование не направлялось в адрес Общества.
В данном судебном акте не рассматривался вопрос об излишней уплате Обществом налога и фактической обязанности общества уплатить указанную в требовании задолженность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2007г. по делу N А65-10095/2007-СА2-8 отказано в признании постановлений N 143 и N 144 от 18.09.2002г. о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества и справок к ним незаконными и не подлежащими исполнению.
При этом судом установлено, что оспариваемые постановления объективно не нарушали его прав ни в момент принятия решения об обращении взыскания, ни при получении исполнительного документа от службы судебных приставов, ни при внесении налоговым органом изменений в указанные постановления и при получении указанных изменений Обществом, ни при обращении налогового органа с заявлением в суд о признании Общества несостоятельным (банкротом).
В данном судебном акте признаны ошибочными доводы Общества, что отсутствие задолженности по налогам, сборам подтверждено вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2007г. по делу N А65-9172/2005-СГ4-26, которым Федеральной налоговой службе отказано во введении процедуры наблюдения в отношении заявителя и прекращено производство по рассмотрению дела о признании Общества несостоятельным (банкротом). В данном определении суда не содержится таких выводов (т.1 л.д.118-124).
В соответствии с ч.2, 3 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции правильно указано, что ссылка Общества на признание незаконным требования от 29.08.2002г. N 211 другим судебным актом само по себе не свидетельствует о возникновении у Общества излишней уплаты налогов, сборов и пеней.
Судом первой инстанции проведен анализ представленных Обществом платежных документов - платежных поручений Общества на уплату различных налогов, сборов, пеней, инкассовых поручений налогового органа выставленных согласно исполнительных листов Арбитражного суда Республики Татарстан, платежных ордеров, всего на общую сумму 305305,59 руб.
Как видно из материалов дела, у Общества имеется задолженность по уплате оспариваемого налога.
Из представленных налоговым органом документов (расчетов по авансовым платежам по налогам, сборам за 2001 г., судебных решений) следует вывод о законности произведенных уплат Обществом и взысканиях налогового органа во исполнение имевших место задолженностей по налогам и сборам.
Как видно из материалов дела, представленные платежные документы являются инкассовыми поручениями, направленными налоговыми органами: N 4427 от 05.12.2003г. - 270 руб., N 4045 от 26.11.2003г. - 822,11 руб., N 2611 от 22.08.2003г.-2152,10 руб., N 2610 от 22.08.2003г. - 630 руб., N 1576 от 19.08.2003г. - 39991 руб., N 432 от 10.04.2003г. - 4750 руб. (согласно исполнительного листа АС РТ N 071618 дело NА65-11132/2002-СА1-29); N429 от 10.04.2003г. - 19483 руб. (согласно исполнительного листа АС РТ N 07047 дело NА65 - 4174/2002-САЗ-8); N 329 от 27.03.2003г. - 4854 руб.; (согласно исполнительного листа АС РТ N072702 дело N А65-12210/2002-СА1-7); N 330 от 27.03.2003г.-464,10 руб., N211 от 28.02.2003г.-744,43 руб., N 2611 от 22.08.2003r.-2152,10 руб., N2610 от 22.08.2003г.- 630 руб., N 1576 от 19.08.2003г.- 399.91 руб., N 432 от 10.04.2003г.-4750 руб. (согласно исполнительного листа АС РТ N071618 дело NА65-11132/2002- СА1-29); N 429 от 10.04.2003г. -19483 руб. (согласно исполнительного листа АС РТ N07047 дело NА65-4171/2002-САЗ-8), N 329 от 27.03.2003г. - 4854 руб. (согласно исполнительного листа АС РТ N072702 дело NА65-12210/2002- СА1-7), N 330 от 27.03.2003г. - 464,10 руб.
В платежных поручениях от 03.10.2003г. N 50 - 1658,14 руб.- в назначении платежа указано погашение пени по налогу на прибыль, от 03.10.2003г. N 41 - 4377,18 руб. - в назначении платежа указано погашение пени по налогу на прибыль, от 03.10.2003г. N 51 -78836 руб. в назначении платежа указано погашение пени по налогу на автомобильные дороги, от 03.10.2003г. N 48 - 47,34 руб. в назначении платежа указано погашение пени по налогу на имущество, от 03.10.2003г. N 45 - 843,25 руб. в назначении платежа указано погашение пени по НДС согласно требования от 30.09.2003г. N 3017, от 03.10.2003г. N 46 - 43,63 руб. в назначении платежа указано погашение пени по целевым сборам на содержании милиции согласно требования от 30.09.2003г. N 3017, от 25.03.2003г. N 15 -23000 руб. в назначении платежа указана арендная плата за земли городов и поселков.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности доводов налогового органа о наличии задолженности Общества по требованию от 29.08.2002г. N 211 и постановлениям от 18.09.2002 г. N 143,144, что подтверждается представленным самим Обществом:
- расчетом по авансовым платежам по единому социальному налогу для организаций, выступающих в качестве работодателей за январь 2001 г., за февраль 2001 г., за март 2001 г., за апрель 2001 г., за май 2001 г., за июнь 2001 г.,за июль 2001 г.,за август2001г.,за сентябрь 2001 г., за октябрь 2001 г.,за ноябрь 2001 г., за декабрь 2001 г., за 1кв.2002г, за 2 кв.2002г., в общей сумме 146681,60 руб., в том числе ЕСН в ПФ-123711,99руб., ЕСН в ФФОМС- 1275,73руб., ЕСН в ТФОМС- 21693,88руб.
- расчетом налога от фактической прибыли за 2001 г. в общей сумме 29807,05 руб., в том числе налог на прибыль РФ - 9367,93 руб., налог на прибыль местный бюджет - 516,47 руб., налог на прибыль РТ - 7664,67 руб., налог на прибыль городской бюджет - 4258,15 руб.
Задолженность по налогу на прибыль подтверждается актом выездной налоговой проверки от 25.10.2001г. N 306 и решением от 05.12.2001г. N 302, в т.ч. налог на прибыль МБ -109771,03 руб., налог на прибыль РТ - 98793,92 руб., налог на прибыль РФ 120748,13 руб.
Данное решение Обществом не обжаловалось, налоговым органом в судебном порядке взысканы налоговые санкции. Имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2003г. по дело N А65-3732/2003-СА2-34, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.2003г., постановление кассационной инстанции от 18.03.2004г.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 189997 руб. подтверждается актом от 30.10.2001г. N 316 выездной налоговой проверки, решением от 07.12.2001г. N 309, решением от 07.12.2001г. N 309а о внесении изменений в решение N 309 от 07.12.2001г.
Данное решение Обществом не обжаловалось, налоговым органом в судебном порядке взысканы налоговые санкции. Имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2002г. по дело N А65-4174/2002-САЗ-8.
Задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 23250 руб. подтверждается актом выездной налоговой проверки от 16.04.2002г. N 48, решением от 30.05.2002г. N 43.
Данное решение Обществом не обжаловалось. Налоговым органом в судебном порядке взысканы налоговые санкции. Имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2002г. дело N А65-12210/2002-СА1-7.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что заявленное требование в виде возврата излишне уплаченных налогов, сборов не подлежит удовлетворению в связи с несоответствием нормам ст. 78,79 НК РФ и, что у Общества отсутствует сумма излишне уплаченного налога.
В нарушение ст. 65 АПК РФ Общество не представило доказательств, опровергающих данный вывод.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе Общество не представило доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы Обществу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2008 года по делу N А65-23065/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон" в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23065/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Леон", г.Казань
Ответчик: Управление Федерального казначейства Минфина РФ по РТ, Министерство финансов РТ, г.Казань, Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани РТ