Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 июля 2009 г. N А72-1563/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.04.2009 по делу N А72-1563/2009,
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Юпитер-1", г. Ульяновск к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск об отмене постановления от 05.02.2009 N 12-01/09 о привлечении к административной ответственности,
установил:
гаражно-строительный кооператив "Юпитер-1" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - комитет) от 05.02.2009 N 12-01/09 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.04.2009 заявление удовлетворено. Постановление комитета признано незаконным и отменено. Кооператив освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявлено устное замечание.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе комитет просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в период с 30.01.2009 по 01.03.2009 сотрудниками комитета проведена внеплановая проверка соблюдения кооперативом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что у кооператива отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение; не назначено ответственное лицо за охрану окружающей среды; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами; договор на вывоз и размещение отходов (мусор от помещения) со сторонней организацией не заключен; плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2007-2008 годах кооперативом не вносилась.
По результатам проверки комитетом составлен протокол об административном правонарушении от 04.02.2009 N 12-01/09 и вынесено постановление от 05.02.2009 N 12-01/09 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ в виде 100000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением комитета, кооператив обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из наличия в действиях кооператива составов административных правонарушений. Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенных административных правонарушений, суд посчитал возможным применить статью 2.9 КоАП РФ.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления комитета не следует, что кооператив занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. Из материалов дела также не следует, что кооператив занимался сбросом загрязняющих веществ поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Кроме того, в постановлении не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Квалифицирующим признаком данного состава правонарушения является опасность отходов.
Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление не содержит сведений о наименовании и классе опасности отходов производства, образующихся в результате производственной деятельности кооператива.
Суд установил, что в ходе административного производства кооператив предпринял меры к устранению выявленных нарушений, представил документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный 24.03.2009 Ростехнадзором сроком на 5 лет, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, договор от 01.04.2009 N 6732 на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с передачей на утилизацию (захоронение), заключенный между кооперативом и Ульяновским муниципальным унитарным специализированным автотранспортным предприятием по уборке города, договор от 16.04.2009 N 165 на оказание услуг по сбору, приему и утилизации отходов, заключенный между кооперативом и обществом с ограниченной ответственностью "Приор".
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.
Суд первой инстанции исходя из оценки конкретных обстоятельств дела сделал вывод о том, что совершенное кооперативом правонарушение является малозначительным вследствие отсутствия существенной угрозы охраняемым законом отношениям.
Вывод суда о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.04.2009 по делу N А72-1563/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июля 2009 г. N А72-1563/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании