Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 июня 2009 г. N А55-15474/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2009 года по делу N А55-15474/2008,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КРОСС" к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании недействительным приказа от 22.09.2008 N 1584 "Об условиях приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 29", об обязании устранить допущенные нарушения законодательства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КРОСС" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.09.2008 N 1584 "Об условиях приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 29"; об обязании устранить допущенные нарушения законодательства - снять с продажи через аукцион нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 29 и произвести его приватизацию (отчуждение) в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением преимущественного права выкупа арендуемого нежилого помещения арендатором ООО "КРОСС".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик) просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций в полной мере не исследован вопрос об исполнении обществом обязательств по уплате арендных платежей, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 4 июня 2009 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, общество с 1996 года пользуется нежилым помещением литера А, площадью 98,7 кв.м, цокольный этаж, комнаты 5, 7-16, 26, 27, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Спортивная, д. 29, арендуя помещение у Департамента.
До 2003 года договоры аренды перезаключались на новые сроки, а с 04.07.2003 между обществом и Департаментом был заключен договор N 000769А без указания срока аренды.
В соответствии с договором аренды N 000769А от 04.07.2003 указанное нежилое помещение находится во временном пользовании заявителя по настоящее время. Арендные платежи перечисляются обществом в течение всего срока аренды нежилого помещения.
Указанный объект недвижимости состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании постановления главы Администрации Самарской области от 23.05.2004 N 253, реестровый номер - 007388.
Письмом от 25.09.2008 N 15-07-07/15456 заявитель обратился к ответчику с просьбой продать ему арендуемое им нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Спортивная, д. 29.
22 сентября 2008 года Департаментом издан приказ N 1584 "Об условиях приватизации нежилого помещения расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, дом 29", который опубликован в Самарской газете 25.09.2008. В оспариваемом приказе содержится решение осуществить приватизацию нежилого помещения площадью 98,7 кв.м, цокольный этаж, комнаты 5, 7-16, 26, 27, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, д. 29 путем продажи на аукционе.
Заявитель, не согласившись с вынесенным Департаментом приказом, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались статьями 3, 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом правомерно исходили из того, что оспариваемый приказ Департамента вынесен с нарушениями требований Закона N 159-ФЗ, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Закон N 159-ФЗ предоставляет арендатору преимущественное право выкупа арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении ряда условий, указанных в статье 3 данного Закона.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 4 Закона N 159-ФЗ, в решении об условиях приватизации государственного или муниципального имущества должно быть предусмотрено преимущественное право арендатора; в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить арендатору копию указанного решения, предложение о заключении договоров купли-продажи, а также проект договоров купли-продажи арендуемого имущества.
Как установлено судом, названные требования Закона N 159-ФЗ Департаментом выполнены не были.
Приказ от 22.09.2008 N 1584 об условиях приватизации нежилого помещения арендуемого обществом, опубликованный 25.09.2008 был принят без соблюдения Департаментом требований статьей 3, 4 Закона N 159-ФЗ.
Письмом от 13.10.2008 N 15-07-08/44933 на обращение заявителя о реализации своих прав согласно вышеуказанного закона Департаментом было указано на то, что в настоящее время отсутствует механизм реализации предоставленного законом преимущественного права арендатора выкупа арендуемого им помещения и после установления механизма при подготовке приказа будет учтено право общества на приобретение арендуемой площади.
Однако, не отказывая обществу в реализации преимущественного права по приобретению арендуемого им помещения ответчик не отозвал и не отменил ранее изданный им приказ о продаже спорного помещения через аукцион 25.11.2008 года.
На основании исследованных материалов дела, арбитражным судом установлено наличие обстоятельств, предусмотренных Законом N 159, необходимых для осуществления права преимущественного выкупа помещений. В том числе судом был изучен вопрос об оплате заявителем арендной платы по договору аренды и сделан вывод о надлежащем перечислении арендной платы за арендуемое помещение. Такая оценка сделана судом на основании представленных в материалы дела акта сверки взаиморасчетов по договору аренды N 000768А от 04.07.2003 за период с 01.01.2003 по 12.11.2008, из которого видно, что по ноябрь месяц 2008 года у общества отсутствует задолженность за прошедший период; акта сверки, составленном 12.11.2008 за ноябрь 2008 года.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о наличии у заявителя задолженности по арендным платежам, делающей невозможным предоставление ему преимущественного права приобретения арендуемого помещения, уже были предметом исследования и оценки суда и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вывод суда о том, что Департамент, в нарушение пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, а по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, должностных лиц обязанность доказывания соответствия такого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое принял акт, доказательств обоснованности и законности отказа в переоформлении договора аренды участка, обоснования нахождения его в зеленой зоне суду не представил, коллегия считает правильным.
Другие доводы, приведенные Департаментом в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана правильная оценка, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2009 года по делу N А55-15474/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2009 г. N А55-15474/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании