05 марта 2009 г. |
дело N А55-15474/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представители Дудко П.И. по доверенности от 1.07.2007, Сафонова Т.М. протокол N 1 от 2.10.2008,
от ответчика - представитель Щирова И.А. по доверенности от 18.11.2008,
после перерыва:
от заявителя - Сафонова Т.М. протокол N 1 от 2.10.2008,
от ответчика - Фомичева Ю.Г. по доверенности от 18.11.2008
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля - 04 марта 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2008 года по делу А55-15474/2008 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению ООО "КРОСС", г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным приказа от 22.09.2008 N 1584,
об обязании устранить допущенные нарушения законодательства - снять с продажи через аукцион нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 29, и произвести его приватизацию (отчуждение) в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением преимущественного права выкупа арендуемого нежилого помещения арендатором ООО "КРОСС",
УСТАНОВИЛ:
ООО "КРОСС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) от 22.09.2008 N 1584"Об условиях приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 29"; об обязании устранить допущенные нарушения законодательства - снять с продажи через аукцион нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, 29 и произвести его приватизацию (отчуждение) в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением преимущественного права выкупа арендуемого нежилого помещения арендатором ООО "КРОСС".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2008 заявление удовлетворено. Приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.09.2008 N 1584 признан незаконным и отменен. На Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "КРОСС" путем проведения приватизации в соответствии с действующим законодательством.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2008 года удовлетворено ходатайство ООО "КРОСС" о принятии обеспечительных мер. Действие приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 22.09.2008 N 1584 "Об условиях приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, дом 29" приостановлено до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с решением суда от 11.12.2008, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 11.12.2008 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ООО "КРОСС" в судебном заседании просили решение суда от 11.12.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 27 февраля 2009 года до 09 час 40 мин 04 марта 2009 года. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006г. N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Судебное заседание было продолжено 04 марта 2009 года в 09 час 40 мин.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 11.12.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, ООО "КРОСС" с 1996 года пользуется нежилым помещением литера А, площадью 98,7 кв.м., цокольный этаж, комнаты 5,7-16,26,27, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Спортивная, д.29, арендуя помещение у Департамента управления имуществом городского округа Самара.
До 2003 года договоры аренды перезаключались на новые сроки, а с 4 июля 2003 года между ООО "КРОСС" и Департаментом управления имуществом городского округа Самара был заключён договор N 000769А без указания срока аренды (л.д.9-13).
В соответствии с договором аренды N 000769А от 4 июля 2003 года указанное нежилое помещение находится во временном пользовании ООО "КРОСС" по настоящее время. Арендные платежи перечисляются обществом в течение всего срока аренды нежилого помещения.
Указанный объект недвижимости состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Главы Администрации Самарской области N 253 от 23.05.2004, реестровый номер-007388 (л.д.89).
Письмом от 25.09.2008 N 15-07-07/15456 заявитель обратился к ответчику с просьбой на основании Федерального закона N 159-ФЗ продать истцу арендуемое им нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Спортивная, 29.
Департаментом управления имуществом городского округа Самара 22.09.2008 издан приказ N 1584 "Об условиях приватизации нежилого помещения расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Спортивная, дом 29", который опубликован в Самарской газете 25.09.2008. В оспариваемом приказе содержится решение осуществить приватизацию нежилого помещения площадью 98,7 кв.м, цокольный этаж, комнаты 5,7-16,26,27, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул.Спортивная, д.29 путем продажи на аукционе.
Заявитель, не согласившись с вынесенным Департаментом управления имуществом городского округа Самара приказом, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
При вынесении оспариваемого приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара не учтено следующее.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности в приватизации арендуемого имущества регулируются в настоящее время Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), который вступил в силу 05.08.2008.
Закон N 159-ФЗ предоставляет арендатору преимущественное право субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении ряда условий, указанных в статье 3 Федерального Закона N 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона N 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Федеральный Закон N 159-ФЗ направлен на оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преимущественных условий в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества до 1 июля 2010 года. Преимущественное право на приобретение недвижимого государственного и муниципального имущества по цене, равной его рыночной стоимости, предусматривается в том случае, если арендованное имущество находится у них в аренде непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором аренды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "КРОСС", как арендатор имеет преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона N 159-ФЗ, в решении об условиях приватизации государственного или муниципального имущества должно быть предусмотрено преимущественное право арендатора; в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить арендатору копию указанного решения, предложение о заключении договоров купли-продажи, а также проект договоров купли-продажи арендуемого имущества.
Названные требования Федерального Закона N 159-ФЗ заинтересованным лицом не выполнены.
Со дня вступления Федерального Закона N 159-ФЗ в силу и до принятия муниципальных решений о льготной приватизации введен мораторий на приватизацию арендуемого муниципального и регионального имущества, то есть никакие действия с этим имуществом производиться не должны.
На основании регионального закона органы местного самоуправления должны подготовить имущество, которое будет либо предоставлено арендаторам к выкупу, либо включено в перечень имущественных фондов. До принятия таких законов все действия с муниципальным имуществом, совершенные после 5 августа 2008 г., том числе аукционы, торги, передача МУПам и прочие действия, являются незаконными.
Приказ от 22.09.2008 N 1584 об условиях приватизации нежилого помещения арендуемого ООО "КРОСС" опубликованный 25.09.2008 был принят без соблюдения ответчиком требований статьей 3, 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, письмом от 13 октября 2008 года N 15-07-08/44933 на обращение ООО "КРОСС" о реализации своих прав согласно вышеуказанного закона заинтересованным лицом было указано на то, что в настоящее время отсутствует механизм реализации предоставленного законом преимущественного права арендатора выкупа арендуемого им помещения и после установления механизма при подготовке приказа будет учтено право ООО "КРОСС" на приобретение арендуемой площади (л.д.94).
Однако, не отказывая ООО "КРОСС" в реализации преимущественного права по приобретению арендуемого ООО "КРОСС" помещения ответчик не отозвал и не отменил ранее изданный им приказ о продаже арендуемого ООО "КРОСС" помещения через аукцион 25 ноября 2008 года, чем нарушил законные права и интересы ООО "КРОСС".
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заинтересованного лица об отсутствии механизма применения Федерального Закона N 159-ФЗ, поскольку отсутствие указанного механизма не может повлиять и исключить преимущественное право арендатора на выкуп арендуемого помещения, установленное Федеральным законом.
Довод заинтересованного лица о недобросовестности общества не подтверждается материалами дела.
Отсутствие задолженности по арендным платежам подтверждается представленными заявителем в материалы дела актами сверок взаиморасчетов по договору аренды, составленных 10.05.2006 и 02.08.2007 (л.д.43-53)
Из представленного акта сверки взаиморасчётов по договору аренды N 000769А от 04 июля 2003 года за период с 1 января 2003 года по 12 ноября 2008 года следует, что по ноябрь месяц 2008 года у ООО "КРОСС" отсутствует задолженность за прошедший период, как по годам, так и по месяцам (страницы 7-8 Акта сверки). Заявителем допускалась задержка перечисления платежей, в соответствии с условиями договора погашалась ООО "КРОСС" добровольно после её выявления актом сверки, что не оспаривается заинтересованным лицом и не может быть оценена как недобросовестность.
Как усматривается из материалов дела, в Акте сверки, составленном 12 ноября 2008 года за ноябрь месяц 2008 года отражен долг за ООО "КРОСС", однако указанные в акте суммы за ноябрь месяц 11 ноября 2008 года платёжными поручениями N 420 и N 421 от 11.11.2008 года были полностью погашены и на 12 ноября 2008 года, то есть на момент составления ответчиком акта сверки задолженности были погашены (л.д.54,55).
Кроме того, в газете "Самарское обозрение" от 16.10.2008 N 73 Департаментом управления имущества опубликована информация о недобросовестных арендаторов муниципальной недвижимости, среди которых ООО "КРОСС" не указан (л.д.97).
Действительно в 2006 году Комитет по управлению имуществом г. Самары обращался в Арбитражный суд Самарской области с исковыми требованиями к ООО "Кросс" о взыскании задолженности по договору аренды N 000769А от 04.07.2003 в сумме 103 687 руб. 07 коп. и о выселении. Однако, как видно из материалов дела производство по делу NА55-4934/2006 было прекращено определением от 05.05.2006, поскольку в период производства по делу 27.04.2006 истец заявил отказ от иска и просил производство по делу прекратить на основании части 4 статьи 150, статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отказ от иска был заявлен в связи с добровольной уплатой задолженности до обращения Комитета в суд, что не оспаривается сторонами по настоящему делу.
ООО "КРОСС" имеет признаки малого предприятия, поскольку согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ численность работников малого предприятия должна составлять до 100 человек, а численность работников ООО "КРОСС" в период с 2005 года по 2008 год составляет от 13 до 18 человек по штатному расписанию и от 11 до 16 человек по фактически работающим, что подтверждается штатным расписанием и ведомостями о получении заработной платы (л.д.98-110).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" выручка малого предприятия должна составлять до 400 млн. рублей, выручка ООО "КРОСС" с 2005 года по настоящее время составляет от 2522000 рублей до 47138000 рублей, что подтверждается представленными балансами ООО "КРОСС".
Как видно из материалов дела, спорный объект недвижимости подготовлен к приватизации и внесен в план приватизации, что подтверждается Постановлением Главы городского округа Самара от 12.10.2007 N 844 "О внесении изменений и дополнений в Прогнозный План приватизации муниципального имущества городского округа на 2007 год"
В нарушение п. 1 ст. 65 и п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, а по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, должностных лиц обязанность доказывания соответствия такого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое принял акт, Департаментом управления имуществом городского округа Самара области доказательств обоснованности и законности отказа в переоформлении договора аренды участка, обоснования нахождения его в зеленой зоне суду не представлено.
Приказ от 22.09.2008 N 1584, вынесенный Департаментом управления имуществом городского округа Самара, не соответствует нормам Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, суд, установив, что оспариваемые действия /бездействие/ государственных органов, органом местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании таких действий (бездействие) незаконными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах заявленные ООО "КРОСС" требования правомерно удовлетворены в полном объеме.
Доводы, приведенные Департаментом управления имуществом городского круга Самара в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 11.12.2008 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2008 года по делу N А55-15474/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15474/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "КРОСС"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара