Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 6 июля 2009 г. N А55-16559/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу N А55-16559/2008,
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарский завод "Нефтемаш" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области о признании незаконными действий,
установил:
закрытое акционерное общество "Самарский завод "Нефтемаш" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, ответчик), выразившихся в неоднократном отражении в справках, выдаваемых заявителю, задолженности по пеням по подоходному налогу в размере 1940908,37 рублей и штрафам в размере 22047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353282,62 рублей и штрафам в размере 2512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4546801,42 рублей и штрафам в размере 1908,82 рублей и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем списания с его лицевого счета указанной задолженности по пеням и штрафам по подоходному налогу, по налогу с владельцев транспортных средств, по налогу на пользователей автодорог.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая, что судебные акты приняты без учета фактических обстоятельств дела.
В отзыве заявитель просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 25 июня 2009 года в судебном заседании объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 30 июня 2009 года, по окончании которого судебное разбирательство продолжено.
Выслушав представителя заявителя, отклонившего кассационную жалобу, проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 12 августа 2008 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением об исключении информации по задолженности перед бюджетом из лицевого счета и о выдаче справки о расчетах с бюджетом, в которой задолженность налогоплательщика по пени и штрафам, не подлежащим взысканию, отсутствует, поскольку в справках о состоянии расчетов, выданных налоговым органом, указана задолженность по пеням по подоходному налогу в размере 1940908,37 рублей и штрафам в размере 22047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353282,62 рублей и штрафам в размере 2512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4546801,42 рублей и штрафам в размере 1908,82 рублей.
Письмом от 18.08.2008 N 10-48/1356/397@48 налоговый орган довел до сведения заявителя об отсутствии у него оснований сторнировки задолженностей налогоплательщика, поскольку никакими нормативными актами не предусмотрено списание невозможных к взысканию сумм задолженностей.
Установлено, что рассматриваемые суммы пеней и штрафов начислены налоговым органом на суммы недоимок по налогам, образовавшихся в следующие периоды: начисление пеней и штрафов на недоимку по подоходному налогу относится к периоду ее образования начиная с 1998 г. по 2000 г.; начисление пеней и штрафов на недоимку по налогу с владельцев транспортных средств относится к периоду ее образования с 2000 г. по 2001 г.; начисление пеней и штрафов на недоимку но налогу на пользователей автодорог относится к периоду ее образования с 2000 г. по 2001 г., что не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что материалами дела подтвержден пропуск налоговым органом установленного срока на взыскание пеней, штрафов, начисленных на недоимку по указанным налогам прошлых лет.
Как правильно указали суды, включение в справки в качестве задолженности сумм пеней и штрафов по указанным налогам создает заявителю препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности для участия в тендерах и получения кредитов.
Вместе с тем арбитражный суд первой инстанции, определяя в решении способ устранения нарушений прав заявителя, неправильно применил нормы статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса). Позиция суда первой инстанции также неправомерно подтверждена и апелляционным судом.
В соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным Постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика до тех пор, пока данные сведения не указываются в справках, получаемых налогоплательщиком для участия в различных экономических мероприятиях как тендеры, кредиты и т.п.
Таким образом, выводы судов противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.05.2005 N 16507/04.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу N А55-16559/2008 в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем списания с лицевого счета закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" задолженности по пеням по подоходному налогу в размере 1940908,37 рублей и штрафам в размере 22047,48 рублей, по пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 353282,62 рублей и штрафам в размере 2512,62 рублей, по пеням по налогу на пользователей автодорог в размере 4546801,42 рублей и штрафам в размере 1908,82 рублей отменить, в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2009 г. N А55-16559/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании