Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 августа 2009 г. N А57-58/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, г. Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.04.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу N А57-58/2009,
по заявлению Комитета жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации Балаковского муниципального образования, г. Балаково, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области о признании недействительными решений налогового органа от 30.09.2008 N 4243 и N 662,
установил:
Комитет жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации Балаковского муниципального образования (далее - КЖХ администрации Балаковского муниципального образования) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, г. Балаково, о признании недействительными решений налогового органа от 30.09.2008 N 4243 и N 662.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.04.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела налоговым органом по результатам проведения камеральной проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2005 г. были приняты решения от 30.09.2008 N 4243. О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и N 662 от 30.09.2008 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), использованных в деятельности, облагаемой НДС.
Документами, на основании которых налогоплательщик вправе заявить налоговые вычеты, с учетом положений статей 169, 171 НК РФ являются счета-фактуры, оформленные в соответствии с положениями пунктов 5, 6 статьи 169 Кодекса, а также платежные документы, подтверждающие оплату поставщику стоимости поставленного товара и НДС.
Однако статья 169 НК РФ, а также иные статьи главы 21 НК РФ не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами и содержащий все необходимые реквизиты.
Согласно пункту 29 "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, а также пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" внесение исправлений в счета-фактуры допускается, при этом исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Право налогоплательщика на внесение исправлений в счета-фактуры также подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 N 03-04-09/06.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязанность доказывания соответствия законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
По настоящему делу установлено, что в феврале, марте и апреле 2005 г. КЖХ не отразил в бухгалтерском и налоговом учете обороты по реализации товаров (работ, услуг). Однако КЖХ приобрел товары (работы, услуги) для перепродажи, принял их к учету в установленном порядке, уплатил НДС их поставщику, то есть выполнил требования статей 171 и 172 НК РФ об условиях предъявления к вычету НДС.
При этом налоговым органом в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не представлено доказательств, что все условия, предусмотренные статьями 171, 172 НК РФ, имелись в наличии у налогоплательщика в иной налоговый период, чем определен обществом.
В силу статей 173 и 176 НК РФ основанием для возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения. Поскольку при отсутствии у налогоплательщика в каком-либо налоговом периоде объектов налогообложения общая сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 НК РФ, фактически равна нулю, сумма налоговых вычетов, как полученная по итогам налогового периода разница должна быть возмещена в полном объеме.
Что касается счетов-фактур, судами установлено, что налогоплательщиком представлены исправленные счета-фактуры и необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых выплат по НДС. Представленные налогоплательщиком счета-фактуры в целях принятия сумм налога к вычету соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что представленные счета-фактуры содержат неполные или противоречивые сведения. Также судами, со ссылкой на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2005 N 1321/05 правомерно указано, что налоговые вычеты, в том числе предъявленные налогоплательщику при исправлении счетов-фактур, должны заявляться в рамках того налогового периода, к которому относятся операция и выплаты по ним.
Также судами правомерно признан необоснованным довод налогового органа о том, что счета-фактуры ОАО "Саратовэнерго" выставлены в адрес юридического лица, прекратившего свою деятельность.
При этом суды исходили из следующего.
Комитет жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации Балаковского муниципального района создан в соответствии с постановлением Балаковского муниципального образования от 05.09.2003 N 2915 в связи с реорганизацией Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Балаковского муниципального образования путем разделения на Комитет жилищного хозяйства и Комитет дорожного хозяйства и благоустройства с переходом к ним прав и обязанностей реорганизуемого комитета в соответствии с разделительным балансом.
Согласно пункту 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Из чего следует, что разделительный баланс содержит сведения о правопреемстве реорганизуемого лица.
В то же время налоговый орган отказал в принятии к вычету налога оплаченного по счетам-фактурам, выставленным в 2005 г. в адрес КЖХ (служба заказчика) администрации Балаковского муниципального района, то есть вновь созданному лицу.
Таким образом, право на принятие к вычету и возмещение налога возникло у налогоплательщика после реорганизации Комитета жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации Балаковского муниципального района, в связи с чем, не может зависеть от сведений, изложенных в разделительном балансе.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.04.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу N А57-58/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2009 г. N А57-58/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании