Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 октября 2009 г. N А55-1836/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу N А55-1836/2009,
по заявлению индивидуального предпринимателя Сазоновой Екатерины Андреевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области о признании недействительным решения от 27.10.2008 N 11432,
установил:
индивидуальный предприниматель Сазонова Екатерина Андреевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 27.10.2008 N 11432 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
По мнению заявителя жалобы судами нарушены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 04.05.2008 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2007 года, согласно которой заявлено возмещение НДС в размере 1 руб.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 15.08.2008 N 534810-39/8104дсп налоговый орган вынес решения от 27.10.2008 N 11432, которым привлек заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 29902,18 руб., предложил уплатить НДС в размере 149510,89 руб., пени по НДС в размере 16218,05 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о том, что представленные заявителем счета-фактуры, выставленные его поставщиком ООО "Интер-ВИЛЛС" и подтверждающие право на налоговый вычет по НДС за ноябрь 2007 года на общую сумму 1377023,2 руб., не могут быть учтены при исчислении налоговых вычетов в декларации по НДС за ноябрь 2007 года, поскольку в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения об организации ООО "Интер-ВИЛЛС" ИНН 6321180726 КПП 632101001 отсутствуют, под указанным ИНН в Федеральной налоговой базе имеются сведения об организации ООО "ДЕНТ" ИНН 6321180726 КПП 632101001, зарегистрированной по адресу: г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 98 в Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области с 08.12.2006.
Не согласившись с решением налогового органа, индивидуальный предприниматель Сазонова Екатерина Андреевна обжаловала его в арбитражный суд.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и обоснованно удовлетворили требования заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Судами установлено, что в подтверждение обоснованности налоговых вычетов по поставщику ООО "Интер-ВИЛЛС" заявитель представил договор поставки от 01.05.2007 N 11-2007, счета-фактуры, товарные накладные, подтверждающие принятие на учет приобретенного товара. При этом факт принятия заявителем к учету товаров налоговым органом не оспаривается.
Согласно полученным по запросу заявителя из Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области копиям уставных документов ООО "Интер-ВИЛЛС" следует, что в декабре 2007 года произошла смена названия юридического лица, ООО "Интер-ВИЛЛС" решением участника переименовано в ООО "ДЕНТ".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 15.01.2009 N 391 данное изменение зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области и внесено 26.12.2008 в ЕГРЮЛ.
Таким образом, судами обоснованно признан несостоятельным довод налогового органа об отсутствии ООО "Интер-ВИЛЛС" ИНН 11180726 КПП 632101001 в ЕГРЮЛ, о ненадлежащем оформлении счетов-фактур в связи с отсутствием ООО "Интер-ВИЛЛС" ИНН 6321180726 КПП 632101001 в базе данных ЕГРЮЛ, поскольку на момент выставления счетов-фактур в ЕГРЮЛ существовала запись об ООО "Интер-ВИЛЛС".
Также судами правомерно отклонен довод налогового органа о необоснованности налоговых вычетов в связи с тем, что согласно выпискам филиала ОАО АВТОВАЗЕАНК в г. Сызрани и филиала N 6318 ВТБ 24 (ЗАО) по счетам заявителя оплата за полученный товар поставщику ООО "Интер-ВИЛЛС" не производилась, поскольку действовавшая в проверяемом периоде и действующая в настоящий момент редакция статей 171-172 НК РФ предусматривает, что НДС, предъявленный налогоплательщику его поставщиками на внутреннем рынке, может быть возмещен ему при обязательном соблюдении следующих условий: при наличии счета-фактуры, соответствующего требованиям статьи 169 НК РФ; после принятия на учет приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Поскольку заявителем эти условия были выполнены, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения его к налоговой ответственности, а также для доначисления сумм налога.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Данная позиция также отражена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О и от 16.10.2003 N 329-О, из которой следует, что в сфере налоговых правонарушений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, гарантия прав добросовестного налогоплательщика не может быть истолкована как возлагающая на налогоплательщика дополнительные обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством. Презумпция добросовестности налогоплательщика может считаться опровергнутой, в частности, в случае представления налоговым органом доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных, лишенных экономического основания (разумной деловой цели) действий, направленных на искусственное создание оснований для возмещения налога из бюджета.
Налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности налогоплательщика, хотя именно на налоговом органе в силу статьей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказать недобросовестность налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на применение налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу N А55-1836/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2009 г. N А55-1836/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании