Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 6 августа 2009 г. N А55-16736/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 по делу N А55-16736/2008,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тополек", г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными отказов и об обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц - департамента лесного хозяйства Самарской области, г. Самара, министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тополек" (далее - ООО "Тополек") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области, регистрирующий орган) о признании недействительными:
отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 N 01/165/2008-285, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 N 156/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,20 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 N 01/165/2008-293, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 N 248/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
отказа, изложенного в сообщении от 08.09.2008 N 01/165/2008-298, в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2008 N 249/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию:
договора аренды от 30.04.2008 N 156/12, заключенного между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,20 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
договора аренды от 30.04.2008 N 248/12, заключенного между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
договора аренды от 30.04.2008 N 249/12, заключенного между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек", на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 1,04 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2009 заявление ООО "Тополек" удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 данное решение отменено по пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) как принятое судом о правах и обязанностях министерства имущественных отношений Самарской области, не привлеченного к участию в деле. Апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 заявление общества с ограниченной ответственностью "Тополек" удовлетворено: отказ УФРС по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 N 01/165/2008-285 договора аренды от 30.04.2008 N 156/12 лесного участка площадью 0,20 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признан недействительным. Отказ УФРС по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 N 01/165/2008-293 договора аренды от 30.04.2008 N 248/12 лесного участка площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признан недействительным. Отказ УФРС по Самарской области, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.09.2008 N 01/165/2008-298 договора аренды от 30.04.2008 N 249/12 лесного участка площадью 1,04 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, признан недействительным. На УФРС по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию договоров аренды:
от 30.04.2008 N 156/12 лесного участка площадью 0,20 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0106), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26,
от 30.04.2008 N 248/12 лесного участка площадью 0,25 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0105), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26;
от 30.04.2008 N 249/12 лесного участка площадью 1,04 га (кадастровый номер 63:01:03 03 001:0107), расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26.
Не согласившись с вынесенным постановлением апелляционного суда, УФРС по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило постановление отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе заявитель указал на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тополек" просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность постановления апелляционного суда, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, считает постановление апелляционного суда законным и не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 23.07.2008 ООО "Тополек" обратилось в УФРС по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации заключенных 30.04.2008 ООО "Тополек" с департаментом лесного хозяйства Самарской области договоров N 156/12, N 248/12, N 249/12 аренды лесных участков, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, квартал N 26 (т. 1 л.д. 96, 110, 122).
08.09.2008 УФРС по Самарской области сообщениями N 01/165/2008-285, N 01/165/2008-293, N 01/165/2008-298 отказало в государственной регистрации указанных договоров аренды на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (кадастровые паспорта объектов недвижимости) (т. 1 л.д. 104-109, 117-121, 130-135).
Мотивами отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков послужили следующие основания:
- государственная регистрация заявлена на иной вид недвижимого имущества (земельный участок), чем тот, который являлся предметом договора (лесной участок) (т. 1 л.д. 104-109);
- наличие противоречивых сведений о категории земельных участков и видах разрешенного использования в предоставленных кадастровых планах земельных участков ("земли поселений", "для культурно-оздоровительных целей") и договорах аренды лесных участков, выписках из протоколов ("земли лесного фонда", "для осуществления рекреационной деятельности");
- отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесные участки категории "лесной фонд".
Считая отказы УФРС по Самарской области в государственной регистрации незаконными и нарушающими права и законные интересы, ООО "Тополек" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебная коллегия считает выводы апелляционного суда об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права законными и основанными на материалах дела в силу следующего.
Право аренды ООО "Тополек" на спорные земельные участки было приобретено на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 04.01.2003 N 2-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда" и на основании распоряжения Правительства Самарской области от 02.10.2004 N 158-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда".
На основании протоколов о результатах лесных конкурсов Самарским лесхозом Агентства лесного хозяйства по Самарской области с ООО "Тополек" были заключены договоры аренды участков лесного фонда.
При этом в указанных договорах содержится указание на предоставление участков для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ 1997 года).
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды. На указанный момент действовал ЛК РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со статьей 18 ЛК РФ 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Поскольку такой закон принят не был, правами по распоряжению указанными объектами было наделено Агентство лесного хозяйства по Самарской области.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 года.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29-47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 N 9, департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
30.04.2008 департаментом лесного хозяйства Самарской области приняты решения о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда, подписанных 20.03.2003 и 23.12.2004 между ООО "Тополек" и Самарским лесхозом на основании протоколов о результатах лесных конкурсов от 14.03.2003 и 23.12.2004 с указанием местоположения лесных участков: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 26, и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности.
На основании вышеуказанных решений 30.04.2008 между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Тополек" были заключены по установленной форме договоры аренды лесных участков N 156/12, N 248/12, N 249/12, которые затем представлены заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области.
Таким образом, заключение договоров аренды департаментом лесного хозяйства Самарской области с ООО "Тополек" 30.04.2008 не является актом нового предоставления земельных участков, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующих договоров в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пришел к правильному выводу, что в материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.
Одним из оснований отказа в государственной регистрации права аренды послужило то, что согласно кадастровым планам предоставленные лесные участки отнесены к категории - земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии с имеющимися материалами лесоустройства предоставленные ООО "Тополек" лесные участки являются участками лесного фонда категории "городские леса".
Таким образом, наличие указания в кадастровом плане категории земли поселений не является основанием для отказа в регистрации договоров аренды лесных участков.
Довод регистрирующего органа о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки является основанием для отказа в государственной регистрации договоров аренды, является несостоятельным.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на спорные лесные участки на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, на момент вынесения оспариваемых отказов в государственной регистрации договоров аренды лесных участков.
Департаментом лесного хозяйства проведен государственный учет лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 775 га по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 8, 17, 26, 35, 55, 72, 73, что подтверждается планом лесного участка от 21.07.2008 года N 06-09/1783.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на статью 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" также необоснованна. Данная статья позволяет использовать городские леса для рекреационной деятельности, видами которой являются физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.
Таким образом, выводы апелляционного суда являются законными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергают выводов суда и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 по делу N А55-16736/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 августа 2009 г. N А55-16736/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании