Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30 сентября 2009 г. N А49-288/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А49-288/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранит", г. Пенза, к администрации г. Пензы, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, с участием третьего лица - муниципального учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков и обязании подготовить проекты договоров купли-продажи,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - заявитель, ООО "Гранит", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Пензенской области к администрации г. Пензы (далее - администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (далее - Комитет) о признании незаконным отказа администрации г. Пензы, выраженного в письме от 29.10.2008 N 8-17-374, в предоставлении земельных участков ООО "Гранит" по ул. Луначарского, 84 в собственность за плату, и об обязании ответчиков подготовить проекты договоров купли-продажи земельных участков площадью 9298 кв.м и 6470 кв.м, с кадастровыми номерами 58:29:02012001:32 и 58:29:02012001:33 соответственно, расположенных по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 84, и направить проекты договоров для подписания заявителю.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель в своей кассационной жалобе просит их отменить как несостоятельные, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя, вывод судов противоречит фактическим обстоятельствам, материалам дела и закону. Указывает на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих предстоящую реконструкцию путепровода. Кроме того, считает, что действующее законодательство не предусматривает запрета на приватизацию земельных участков, расположенных под путепроводом.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час. 50 мин. 30.09.2009. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Гранит" является собственником автомобильной стоянки площадью замощения 14578 кв.м, расположенной по адресу: г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Луначарского, 84, инвентарный номер 56:401:002:000307780, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.09.2008 серии 58 АА N 411378.
Данная автостоянка расположена в г. Пензе по ул. Луначарского, 84 и находится на двух земельных участках: площадью 9298 кв. м, кадастровый номер 58:29:02012001:32 и площадью 6470 кв.м, кадастровый номер 58:29:02012001:33, которые были предоставлены обществу на основании постановления главы администрации г. Пензы от 15.08.2002 N 1469 в аренду сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 13-15, 33-35, 52-54).
25 декабря 2007 г. общество обратилось в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество, принадлежащее обществу, в том числе земельных участков, расположенных по ул. Луначарского, 84: площадью 9298 кв.м, кадастровый номер 58:29:02 012 001:0032, и площадью 6470 кв.м, кадастровый номер 58:29:02 012 001:0033 (т. 1 л.д. 10).
29 октября 2008 г. письмом N 8-17-374 администрация сообщила о невозможности предоставления обществу в собственность земельных участков, в том числе испрашиваемых земельных участков по ул. Луначарского, 84, поскольку указанные земельные участки расположены под путепроводом (предусмотрена реконструкция) (т. 1 л.д. 11).
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится следующее разъяснение. Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В подтверждение обоснованности довода о невозможности продажи земельного участка администрация г. Пензы сослалась на статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку испрашиваемые земельные участки расположены под путепроводом, подлежащим реконструкции в соответствии с генеральным планом г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 N 916-44/4. Данное обстоятельство подтверждено схемами и данными генплана (л.д. 68-71, 135-136).
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правильно посчитали, что спорный земельный участок находится в составе земель, предусмотренных генеральным планом г. Пензы, для использования в государственных или общественных интересах, а также входит в состав земель общего пользования.
Названный вывод соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);
- предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Учитывая приведенную норму Закона N 178-ФЗ довод заявителя кассационной жалобы о том, что ссылка администрации в обосновании своего отказа на генеральный план г. Пензы необоснованна, поскольку в г. Пензе не утверждены Правила землепользования и застройки города, отклоняется судом, как несостоятельный и не влияющий на законность обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Поскольку отнесение земельного участка к землям, используемым для государственных, общественных нужд, к землям общего пользования в силу Федерального закона N 178-ФЗ должно осуществляться в соответствии с генеральными планами развития соответствующих территорий, суд обоснованно признал генеральный план г. Пензы одним из допустимых доказательств по настоящему делу.
Иные доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для отмены либо изменения оспариваемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств, что в суде кассационной инстанции не допустимо.
Принятые по делу судебные акты являются законными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А49-288/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гранит", г. Пенза, из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб. как излишне уплаченную.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2009 г. N А49-288/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании