Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 16 сентября 2009 г. N А55-18747/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А55-18747/2008,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти Самарской области, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара, о взыскании 1129498 руб. 95 коп., с участием третьего лица - открытого акционерного общества "РейлТрансАвто", г. Москва,
установил:
открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1129498 руб. 95 коп., списанных ответчиком с лицевого счета истца в качестве платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "АвтоВАЗ" просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований, полагая, что судами нормы материального права применены неправильно. В обоснование жалобы указывается, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов. ОАО "РЖД" не обладает правами собственника либо уполномоченного им лица в отношении вагонов, за пользование которыми с ОАО "АвтоВАЗ" взыскана плата.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просило судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо по делу - открытое акционерное общество "РейлТрансАвто", поддержало доводы жалобы, полагая, что статья 39 Устава применена судами неправильно.
При рассмотрении данного дела в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 16 часов 10.09.2009.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, и это установлено судом, что с лицевого счета ОАО "АвтоВАЗ" по перечням железнодорожных документов ответчиком была списана в безакцептном порядке плата за пользование вагонами, прибывшими на станцию Тольятти и простоявшими на путях общего пользования в ожидании подачи на погрузочные работы ОАО "АвтоВАЗ", в сумме 2320390 руб. 24 коп.
Истец, считая неправомерным списание указанных сумм, выставил в адрес ответчика претензии от 28.04.2008 N 58000-400/974, от 29.04.2008 N 58000-400/976, от 23.06.2008 N 58000-400/1417 с требованием возвратить необоснованно списанную плату за пользование вагонами.
ОАО "РЖД" признало факт неправомерного списания 1190891 руб. 29 коп. и перечислило указанную сумму на счет ОАО "АвтоВАЗ".
Отказ в возврате оставшейся суммы в размере 1129498 руб. 95 коп. явился основанием для предъявления в арбитражный суд настоящего иска.
Суд установил, что плата за пользование вагонами начислена железной дорогой в связи с тем, что прибывшие в адрес истца вагоны не были им своевременно приняты под грузовые операции и простаивали на путях общего пользования. Начисляя плату, ответчик руководствовался нормами статьи 39 Устава и пунктом 12 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)".
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Довод истца о неправомерности начисления платы за пользование вагонами на основании вышеуказанных норм права, со ссылкой на то, что ответчиком необоснованно применены данные нормы права, поскольку вагоны, за простой которых была начислена плата, не принадлежат ОАО "РЖД" и не являются арендованными ответчиком у организаций федерального железнодорожного транспорта, тогда как в Тарифном руководстве N 2 предусмотрены ставки платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта судом отклонен ввиду следующего.
Суд признал, что данный довод не соответствует буквальному толкованию пункта 12 Тарифного руководства N 2. Из положений данной нормы не усматривается, что принадлежность вагонов тому или иному субъекту обязательно должна быть связана с наличием у него права собственности или аренды на эти вагоны.
Указанный вывод судов не соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 10.03.2009 N 14391.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2009 г. N 14391/08
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Суд установил, что взаимоотношения истца и ответчика обусловлены заключенным трехсторонним договором от 30.06.2006 N 3/369 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Автовазтранс" при станции Тольятти Куйбышевской железной дороги" - филиала ОАО "РЖД", на условиях которого истец осуществлял подачу вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Автовазтранс", для контрагента ОАО "АвтоВАЗ".
Судами не дана оценка данному договору на предмет наличия или отсутствия соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки и принять решение в соответствии с законом и сложившейся судебно-арбитражной практикой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А55-18747/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2009 г. N А55-18747/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании