Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 февраля 2010 г. по делу N А65-2068/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А65-2068/2009,
по заявлению муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным постановления от 18.09.2008 N 1132, при участии третьих лиц - Хузиахметовой Лилии Ахметовны, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан,
установил:
муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - заявитель, МУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани"), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района (далее - ответчик, Исполком Высокогорского МР) о признании постановления от 18.09.2008 N 1132 "О предоставлении земельного участка в собственность Хузиахметовой Л.А." недействительным.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Хузиахметовой Лилии Ахметовны, а также привлеченного определением от 08.05.2009 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2009 оставлено без изменения.
При принятии судебных актов суды исходили из того, что у Исполкома Высокогорского МР на дату вынесения оспариваемого постановления от 18.09.2008 N 1132 отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность Хузиахметовой Л.А.
Не согласившись с выводами судов, Исполком Высокогорского МР обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы Исполком Высокогорского МР указывает, что заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов муниципального учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; необходимость оформления непосредственной передачи имущества установлена в статье 7 Закона Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, об изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан", то есть разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется правовым актом Кабинета Министров Республики Татарстан. До настоящего времени указанный акт о передаче земельных участков от одного муниципального образования к другому не принят.
Закон Республики Татарстан от 06.08.2008 N 71-ЗРТ "О порядке решений вопросов, связанных с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности" регулирует порядок приема-передачи имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого.
В целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок (три месяца) после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, а их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
В материалах дела отсутствует надлежащие доказательства передачи земельных участков соответствующих районов, в том числе Высокогорского РТ в муниципальную собственность г. Казани.
По итогам проверки прокуратура Высокогорского района Республики Татарстан установила, что действия исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам правомерны ввиду того, что статьей 7 Закона Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ установлено, что разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, предусмотренным настоящим Законом, осуществляется правым актом Кабинета Министров Республики Татарстан, а данный правовой акт не принят.
До настоящего времени фактически земельные участки Высокогорского района Республики Татарстан, указанные в Законе Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ, согласно кадастровым паспортам на земельные участки (выписок из государственного кадастра недвижимости) имеют кадастровые номера, указывающие о местоположении - Высокогорский район Республики Татарстан.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Вывод суда, о том, что срок на обращение в суд не истек, не соответствует обстоятельствам дела.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что МУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" не является заинтересованным лицом, поскольку им не доказано нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Исполкома Высокогорского МР доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Присутствующий в судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по республике Татарстан (Управление Росреестра по Республике Татарстан) ходатайствовал о проведении процессуального правопреемства путем замены Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2009, на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство, и в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести процессуальное правопреемство путем замены Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы участников процесса, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением руководителя Исполкома Высокогорского МР от 18.09.2008 N 1132 земельный участок площадью 0,1060 га с кадастровым номером 16:16:12 01 27:0072, расположенный в с. Константиновка Республики Татарстан, ул. Полевая, д. 1Б, был предоставлен Хузиахметовой Л.А. в собственность.
Статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (пункт 3.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" (далее - Закон N 69-ЗРТ) установлено - преобразовать муниципальные образования города Казани и "Константиновское сельское поселение" путем объединения муниципального образования "Константиновское сельское поселение" с муниципальным образованием города Казани.
Как следует из пунктов 2 и 3 вышеназванной статьи, преобразование муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется одновременно с включением деревни Белянкино, села Константиновка, деревни Самосырово, села Чебакса в состав города Казани. Муниципальное образование города Казани и муниципальное образование "Константиновское сельское поселение" считаются преобразованными со дня вступления в силу настоящего закона.
Со дня вступления в силу Закона N 69-ЗРТ:
- Константиновское сельское поселение утрачивает статус муниципального образования; полномочия органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования "Константиновское сельское поселение" прекращаются;
- органы местного самоуправления муниципального образования города Казани становятся правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "Константиновское сельское поселение", осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая осуществление полномочий собственника муниципального имущества, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, а также иных прав и обязанностей муниципального образования "Константиновское сельское поселение", осуществлявшихся органами местного самоуправления муниципального образования "Константиновское сельское поселение" (пункт 4 статьи 1 Закона N 69-ЗРТ).
Статьей 8 Закона N 69-ЗРТ установлено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее дня официального опубликования настоящего Закона.
Текст Закона опубликован в газете "Республика Татарстан" от 29.12.2007 N 260, газете "Ватаным Татарстан" от 01.01.2008 N 1, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 12 (II часть), декабрь 2007 года.
Таким образом, судами сделан законный вывод, что на момент издания оспариваемого постановления, Закон Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" вступил в силу.
Согласно статье 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Руководствуясь положениями вышеназванной статьи, суды правомерно пришли к выводу о том, что у Исполкома Высокогорского МР на дату вынесения оспариваемого постановления от 18.09.2008 N 1132 отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность Хузиахметовой Л.А. ввиду вступления в силу Закона N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан".
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на положения статьи 7 Закона N 69-ЗРТ и статьи 85 Федерального закона N 131-Ф3 об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств передачи земельных участков соответствующих районов, в том числе Высокогорского РТ в муниципальную собственность г. Казани, и, как следствие, законность распоряжения спорным земельным участком, не могут быть признаны судом кассационной инстанции обоснованными.
Из буквального толкования статьи 7 Закона N 69-ЗРТ следует, что названная норма регламентирует порядок разграничения муниципального имущества, между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, тогда как спорным земельным участком является участок, государственная собственность на который не разграничена, на что и было указано Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Ссылка заявителя на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2008 по делу N А72-3359/06 не может быть принята во внимание, поскольку в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обладает преюдициальным значением для рассмотрения настоящего дела.
Коллегия отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права и законные интересы МУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" о в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем последний не является заинтересованным лицом по делу.
В соответствии с пунктами 3.2.17, 3.2.24 Положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 N 11-5, муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" готовит проекты правовых актов Исполнительного комитета г. Казани о передаче земли в собственность и в аренду, бессрочное (постоянное), безвозмездное срочное пользование, об установлении публичных сервитутов на земельные участки, заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования, а также готовит проекты постановлений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд; а также осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов города Казани при управлении, владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, землей и их приватизации путем обращения в судебные, правоохранительные и иные уполномоченные органы.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, фактически направлены на переоценку исследованных судами доказательств, не влияют на законность принятых по делу судебных актов и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильные выводы по существу требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
удовлетворить ходатайство Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по республике Татарстан о процессуальном правопреемстве.
Произвести замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по республике Татарстан.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А65-2068/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А65-2068/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании