г. Самара |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А65-2068/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района - не явился, извещен,
от Хузиахметовой Лилии Ахметовны - не явился, извещен,
от Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2009 г. по делу N А65-2068/2009 (судья Латыпов И.И.)
по заявлению муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района, ст. Высокая Гора,
третьи лица:
Хузиахметова Лилия Ахметовна, с. Константиновка Республики Татарстан,
Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании постановления недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань" (далее - заявитель, МУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казань"), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района (далее - ответчик, Исполком Высокогорского МР) о признании постановления N 1132 от 18 сентября 2008 г. "О предоставлении земельного участка в собственность Хузиахметовой Л.А." недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что у Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района на дату вынесения оспариваемого постановления N 1132 от 18 сентября 2008 г. отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность Хузиахметовой Л.А.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в суде первой инстанции заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов муниципального учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; необходимость оформления непосредственной передачи имущества установлена в статье 7 Закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года N 69-ЗРТ "О преобразовании, об изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан", то есть разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется правовым актом Кабинета Министром Республики Татарстан. До настоящего времени указанный акт о передаче земельных участков от одного муниципального образования к другому не принят.
В целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок (три месяца) после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, а их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
В материалах дела отсутствует надлежащие доказательства передачи земельных участков соответствующих районов, в том числе Высокогорского РТ в муниципальную собственность г. Казани.
По итогам проверки прокуратура Высокогорского района РТ установила, что действия исполнительного комитета Высокогорского муниципального района по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам правомерны ввиду того, что статьей 7 указанного выше закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ установлено, что разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, предусмотренным настоящим Законом, осуществляется правым актом Кабинета Министров Республики Татарстан, а данный правовой акт не принят.
До настоящего времени фактически земельные участки Высокогорского района РТ, указанные в законе РТ от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ согласно кадастровым паспортам на земельные участки (выписок из государственного кадастра недвижимости) имеют кадастровые номера, указывающие о местоположении - Высокогорский район РТ.
Статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Вывод суда, о том, что срок на обращение в суд не истек, не соответствует обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан рредставило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оставляет разрешение вопроса на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района N 1132 от 18 сентября 2008 г. земельный участок площадью 0,1060 га с кадастровым номером 16:16:12 01 27:0072, расположенный в с. Константиновка Республики Татарстан, ул. Полевая, д. 1Б, был предоставлен Хузиахметовой Л.А. в собственность.
Пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется между муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования.
Указанные положения отражены также в статье 1 Закона Республики Татарстан от 6 августа 2008 года N 71-ЗРТ "О порядке решения вопросов, связанных с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности".
Согласно требованиям статьи 7 Закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, предусмотренным настоящим Законом, осуществляется правовым актом Кабинета Министров Республики Татарстан.
Руководствуясь ст.7 Закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ, Кабинет Министров Республики Татарстан издал распоряжение N 159-р от 06 февраля 2009 г., которым принято предложение муниципального образования "Высокогорский муниципальный район" и муниципального образования г. Казани о передаче в порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Высокогорский муниципальный район", в муниципальную собственность муниципального образования г. Казани. Указанным распоряжением утверждены перечень передаваемого имущества и перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов.
Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" (далее - Закон N 69-ЗРТ) установлено, что муниципальные образования города Казани и "Константиновское сельское поселение" преобразованы путем объединения муниципального образования "Константиновское сельское поселение" с муниципальным образованием города Казани. Преобразование муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется одновременно с включением деревни Белянкино, села Константиновка, деревни Самосырово, села Чебакса в состав города Казани. Муниципальное образование города Казани и муниципальное образование "Константиновское сельское поселение" считаются преобразованными со дня вступления в силу настоящего закона.
Со дня вступления в силу Закона N 69-ЗРТ:
- Константиновское сельское поселение утрачивает статус муниципального образования; полномочия органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования "Константиновское сельское поселение" прекращаются;
- органы местного самоуправления муниципального образования города Казани становятся правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "Константиновское сельское поселение", осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая осуществление полномочий собственника муниципального имущества, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, а также иных прав и обязанностей муниципального образования "Константиновское сельское поселение", осуществлявшихся органами местного самоуправления муниципального образования "Константиновское сельское поселение".
Закон Республики Татарстан от 28 декабря 2007 г. N 69-ЗРТ вступил в силу с 1 января 2008 года, но не ранее дня официального опубликования настоящего Закона. Текст Закона опубликован в газете "Республика Татарстан" от 29 декабря 2007 г. N 260, газете "Ватаным Татарстан" от 1 января 2008 г. N 1, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 12 (II часть), декабрь 2007 г.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района на дату вынесения оспариваемого постановления N 1132 от 18 сентября 2008 г. отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность Хузиахметовой Л.А. и с учетом положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, удовлетворил заявленные требования.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что отсутствует акт о переводе земельных участков от одного муниципального образования к другому, не может быть принята во внимание, так как принятие Закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года N 69-ЗРТ с учетом его положений о том, что перечисленные муниципальные образования, в том числе Константиновское сельское поселение, село Константиновка, где находится предоставленный гражданке Хузиахметовой Л. А. земельный участок, считается преобразованным со дня вступления в силу этого закона, с этого момента, независимо от фактической передачи земельного участка, лишает Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками на территории указанных муниципальных образований.
Судом сделан правильный вывод о том, что заявителем не пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2009 г. по делу N А65-2068/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2068/2009
Истец: Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани
Ответчик: Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района, ж.д.ст.Высокая Гора
Третье лицо: Хузиахметова Лилия Ахметовна, с.Константиновка, Хузиахметова Л.А., Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость), г. Казань