Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 марта 2010 г. по делу N А06-4568/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2009 по делу N А06-4568/2009,
по заявлению открытого акционерного общества "Астрагрузтранс" (г. Астрахань) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани от 24.06.2009 N 08-18594/8242876,
установил:
открытое акционерное общество "Астрагрузтранс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 24.06.2009 N 08-18594/8242876 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 25408 руб. 60 коп., начисления пени - 2693 руб. 08 коп. и доначисления земельного налога в размере 127043 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2009 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции данное судебное решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебного акта, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая на несоответствие выводов арбитражного суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав явившегося представителя заявителя, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что оспоренное решение принято налоговым органом по результатам камеральной проверки представленной обществом 19.01.2009 декларации по земельному налогу за 2008 год.
Основанием к доначислению земельного налога, начисления соответствующих сумм пени и штрафа налоговым органом указано неверное определение обществом при исчисление указанного налога за 2008 год кадастровой стоимости (налоговой базы) земельных участков, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П "Об "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области" (далее - постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П). По мнению налогового органа в 2008 году в целях налогообложения должна была быть применена кадастровая стоимость земельных участков на основании постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области" (далее - постановление Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П), поскольку пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Правомерно признавая решение налогового органа недействительным, арбитражный суд правильно руководствовался нормами действующего законодательства с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из анализа исследованных материалов и установленных обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в пункте 10 которых установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года. Такой порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65 при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения необходимо учитывать предусмотренные статьей 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 01 января календарного года до 1 марта этого года.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание складывающуюся судебно-арбитражную практику (в частности, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2008 N 17854/07), при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговые органы должны применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были представлены до 1 марта текущего налогового периода.
Арбитражным судом установлено, налоговым органом не отрицается и подтверждается материалами дела направление Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области в Федеральную налоговую службу до 01.02.2008 и обществу 04.02.2008 утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области.
Довод налогового органа о том, что постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П согласно разъяснительному письму вице-губернатора - председателя Правительства Астраханской области Маркелова К.А. вступило в законную силу с 23.02.2008, в связи с чем распространяется на правоотношения, которые возникнут с 01.01.2009, является ошибочным, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные отношения и не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, на них не распространяются нормы статьи 5 НК РФ, регулирующей действия актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Данная позиция поддерживается определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 18-Г02-12.
Кроме того, названное письмо председателя Правительства Астраханской области не является нормативным правовым актом органа исполнительной власти, носит лишь информационно-разъяснительный характер, а потому не устанавливает общеобязательных норм.
Исходя из вышеизложенного арбитражный суд правомерно посчитал необоснованным довод налогового органа по применению при исчислении земельного налога за 2008 год кадастровой оценки земель, установленной постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005 N 214-П.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и являться основанием к отмене судебного решения, поскольку основаны на неверном, ошибочном толковании приведенных выше норм налогового законодательства, позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
При рассмотрении кассационной жалобы обществом заявлено ходатайство о взыскании с налогового органа судебных расходов в размере 8809 руб. 30 коп. по представлению интересов заявителя его представителем - Ермоловым Д.Ю. в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа в порядке статьи 110 АПК РФ.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В части 2 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно статье 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
В силу статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В обоснование судебных расходов возникших в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции обществом представлены: справка от 25.02.2010 N 30 о командировочных расходах, приказ от 30.12.2009 N 104 "О размере суточных и квартирных при командировке юрисконсульта", приказ от 18.02.2010 N 13-к о командировании юрисконсульта общества Ермолова Д.Ю. в г. Казань, копии проездных документов, копия расходного ордера от 24.02.2010 N 48.
Исследовав и оценив приложенные к ходатайству доказательства понесенных судебных расходов в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа полагает, что заявленная сумма является обоснованной, отвечает требованию разумности и подлежит взысканию с налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2009 по делу N А06-4568/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Ходатайство открытого акционерного общества "Астрагрузтранс" о возмещении судебных расходов - удовлетворить.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани в пользу открытого акционерного общества "Астрагрузтранс" 8809 руб. 30 коп. судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением в кассационной инстанции дела N А06-4568/2009.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ (в ред. до 01.01.2010) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года.
По мнению ИФНС, поскольку нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель был принят после 1 января текущего года, то установленная им кадастровая стоимость земельных участков применяется со следующего налогового периода. Следовательно, при определении налоговой базы по земельному налогу необходимо использовать кадастровую стоимость, определенную до 1 января текущего налогового периода.
Суд признал позицию ИФНС неправомерной.
Судом установлено, что налогоплательщик при подаче декларации по земельному налогу за 2008 год использовал кадастровую стоимость земельного участка, установленную актом органа исполнительной власти субъекта РФ от 31.01.2008.
Как указал суд, акты исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающие кадастровую стоимость земельных участков, регулируют земельные отношения и не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ, регулирующей действия актов законодательства о налогах и сборах во времени.
С учетом позиции Минфина РФ, изложенной в письме от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65, сложившейся судебно-арбитражной практики (в частности, определения ВАС РФ от 20.02.2008 N 17854/07) при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговые органы должны применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были представлены до 1 марта текущего налогового периода.
Таким образом, решение ИФНС о доначислении земельного налога неправомерно.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 марта 2010 г. по делу N А06-4568/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании