Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 16 февраля 2010 г. по делу N А55-4885/2008
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 6 марта 2009 г. N А55-4885/2008
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 по делу N А55-4885/2008,
по исковому заявлению муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление", г. Тольятти Самарской области, к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 21607091 руб. 10 коп., с участием третьего лица - мэрии города Тольятти, г. Тольятти Самарской области,
установил:
муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнений) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 21607091 руб. 10 коп. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 решение Арбитражного суда Самарской области от 03.10.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2009 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2009 привлечена к участию в деле Российская Федерация, представляемая Министерством финансов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2009 в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований, предъявляемых к каждому из ответчиков, а именно взыскать с Российской Федерации 8537246 руб. 00 коп. и с Самарской области 13069844 руб. 00 коп. ущерба, вызванного перевозкой в 2007 году льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", а всего 21607090 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009, взыскано убытков с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление" 8537246 руб. 00 коп.; взыскано с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление" 13069844 руб. 00 коп.
В кассационной жалобе Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области просит отменить судебные акты в части взыскания с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление" 13069844 руб. 00 коп. убытков, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Суд не установил, в чем именно состоит незаконность действий (бездействия) ответчика, и удовлетворил исковые требования. Судами неправильно определен способ расчета убытков истца, взысканная сумма является упущенной выгодой истца, а не реальным ущербом, так как взыскана судом разница в стоимости льготного и обычного проездного билета, умноженная на количество проданных льготных билетов.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области просит отменить судебные акты в части взыскания с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия "Тольяттинское троллейбусное управление" (далее - МП ТТУ, истец) 8537246 руб. 00 коп. убытков и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывается, что право на льготный проезд устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, следовательно, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте не относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Предоставление финансовой помощи в виде субсидий не сопряжено с переходом расходного обязательства от субъекта к Российской Федерации. Истцом по настоящему делу неправильно определен размер убытков. Самарская область как субъект Российской Федерации в постановлении N 15 установила льготы в виде неполной стоимости проездного билета и приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета. Суд необоснованно использовал в расчете упущенной выгоды стоимость проездного билета на 2 вида транспорта, тогда как истец осуществляет перевозки лишь автомобильным транспортом.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить судебные акты, жалобу удовлетворить.
Управление Федерального казначейства по Самарской области, МП ТТУ, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, мэрия городского округа Тольятти, Самарская область, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя Министерства управления финансами Самарской области, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалоб оснований не находит.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что МП ТТУ осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленными для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. 00 коп. для:
лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1-10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2007 N 105 с 1 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области для вышеуказанных лиц установлена в размере, не превышающем 250 руб.
С 1 марта 2005 года установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п "Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год" стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007 год для граждан установлена в размере 520 руб. 00 коп. на один вид транспорта и 680 руб. 00 коп. на два вида транспорта (автобус и троллейбус).
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета на два вида транспорта и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. - 210 руб. 00 коп.), а после 01.08.2007 - 430 руб. 00 коп. (680 руб. 00 коп. - 250 руб. 00 коп.) и возмещалась истцу лишь частично как органами федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета.
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, с Российской Федерации 8537246 руб. 00 коп. и с Самарской области 13069844 руб. 00 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1071 ГК РФ, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации нормативных актов Российской Федерации и Самарской области. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
По смыслу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета.
В постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 установлена лишь стоимость единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Льготы были предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что данные меры социальной поддержки указанных категорий граждан относятся к ведению Российской Федерации.
В постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Суд установил, что согласно представленным расчетам сумма неполученной платы МП ТТУ по федеральной ведомости от реализации в 2007 году ЕСПБ составила 8537246 руб. 00 коп., по региональной ведомости от реализации в 2007 году ЕСПБ составила 13069844 руб. 00 коп.
Представленные истцом расчеты основаны на разнице между стоимостью проездного месячного билета на два вида транспорта для граждан и стоимостью ЕСПБ (как 210 руб. 00 коп., так и 250 руб. 00 коп.), то есть в случае реализации ЕСПБ по стоимости установленной мэрией Тольятти проездного месячного билета на два вида транспорта для граждан (680 руб. 00 коп.), доходы истца дополнительно составили бы 21607090 руб. 00 коп.
В обоснование данного расчета истцом суду представлены ежемесячные отчеты ФГУП "Почта России" о движении ЕСПБ за период с января по декабрь 2007 года, справки о реализации социальных проездных билетов на январь-декабрь 2007 года, подписанные ФГУП "Почта России" и мэрией г. Тольятти (транспортное управление) и платежные документы ФГУП "Почта России" о перечислении истцу доли, причитающейся ему от реализации ЕСПБ. Согласно пояснениям истца и мэрии г. Тольятти в судебном заседании, степень участия конкретного транспортного предприятия (в том числе истца) в транспортной работе городского транспорта определялась мэрией г. Тольятти ежемесячно на основании представляемых предприятиями сведений о нормативах перевозки людей, количестве машин, километраже, и указывалась в справках о реализации социальных проездных билетов на январь-декабрь 2007 года, подписанные ФГУП "Почта России" и мэрией г. Тольятти.
Судом установлено, что в течение 2007 года ФГУП "Почта России" были реализованы 409499 шт. ЕСПБ, из которых на долю истца в соответствии с объемом выполняемой им транспортной работы пришлось 147259 шт. ЕСПБ на сумму 32887 тыс.руб., которая и была перечислена почтамтом Тольятти непосредственно истцу за вычетом 3% за обслуживание. Кроме того, в 2007 году мэрией г. Тольятти истцу были перечислены денежные средства, полученные в качестве субвенций из областного и федерального бюджета, в общей сумме 45641071 руб., что сторонами не оспаривается и подтверждено договорами между мэрией г. Тольятти и истцом, платежными документами Департамента финансов мэрии г. Тольятти за период с 26.01.2007 по 27.12.2007.
При этом исходя из установленной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 N 11931-1/п "Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год" стоимости проездного месячного билета на два вида транспорта для граждан 680 руб. 00 коп., истец должен был получить от реализации 147259 проездных билетов 100136120 руб. 00 коп.
С учетом исследованных данных судом установлено, что истцом недополучена плата за проезд в размере 21607090 руб. 00 коп., в том числе по федеральной ведомости 8537246 руб. 00 коп. и по региональной ведомости 13069844 руб. 00 коп. Сумма ущерба не завышена на сумму выплаченного вознаграждения ФГУП "Почта России" в размере 3%.
Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно использовал в расчете упущенной выгоды стоимость проездного билета на 2 вида транспорта, тогда как истец осуществляет перевозки лишь автомобильным транспортом, является необоснованным, так как расчет составлен исходя из степени участия конкретного транспортного предприятия (в том числе истца) в транспортной работе городского транспорта, которая определялась мэрией г. Тольятти ежемесячно на основании представляемых предприятиями сведений о нормативах перевозки людей, количестве машин, километраже.
Вывод арбитражного суда о правомерности применение истцом при расчете стоимости проездного билета равной 680 руб. с учетом определения степени участия конкретного транспортного предприятия (в том числе истца) в транспортной работе городского транспорта соответствует судебной практике и является правильным.
Кроме того, ответчиками расчет истца в части количества реализованных ЕСПБ, объема фактически полученного истцом финансирования и размер предъявленной к взысканию суммы в судах первой и апелляционной инстанций не оспорены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод арбитражного суда о том, что в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте региональным льготникам, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации (Самарской области).
Арбитражным судом также рассмотрен доводы Министерства управления финансами Самарской области о том, что его бездействие не установлено отдельным судебным актом, вина не доказана, и обоснованно признан несостоятельным.
Арбитражный суд в рамках настоящего дела установил обстоятельства, необходимые и достаточные для возложения ответственности на Российскую Федерацию и Самарскую область. Переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными районами (городскими округами) Самарской области и не покрыли расходы предприятия по предоставлению льгот.
Является обоснованным вывод арбитражного суда о том, что предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства дела исследованы всесторонне и полно, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 по делу N А55-4885/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2010 г. по делу N А55-4885/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании