Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 марта 2010 г. по делу N А72-13523/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.12.2009 по делу N А72-13523/2009,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании права собственности,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт" (далее - истец, ОАО "Ульяновский речной порт") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - первый ответчик, ФАУГИ РФ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области (далее - второй ответчик, ТУ ФАУГИ по Ульяновской области) (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании права собственности на незавершенный строительством объект "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.12.2009 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.12.2009, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить.
Заявитель жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.12.2009, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемый судебный акт незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом 21.01.1993 утвержден План приватизации Ульяновского речного порта. В пункте 8 Плана приватизации содержится перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации, в том числе имущество, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации (697000 руб. 00 коп.); объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, остающиеся в государственной, муниципальной собственности (833000 руб. 00 коп.); другие объекты, остающиеся в государственной, муниципальной собственности (4502000 руб. 00 коп.). В пункте 12 Плана приватизации отражен перечень и стоимость незавершенных строительством объектов по балансу на 01.07.1992, итого на 6559800 руб. 00 коп., в который включена причальная стенка стоимостью 5755800 руб. 00 коп.
Согласно Акту оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 (приложение 9 к Плану приватизации) определяется уставный капитал ОАО "Ульяновский речной порт", а именно: активы по балансу предприятия - 129705000 руб. 00 коп.; сумма статей пассива баланса, исключаемых из стоимости активов - 110192000 руб. 00 коп. Из стоимости имущества исключается: стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации (697000 руб. 00 коп.); стоимость объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, остающихся в государственной, муниципальной собственности (833000 руб. 00 коп.); стоимость других объектов, остающихся в государственной, муниципальной собственности (4502000 руб. 00 коп.).
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Согласно статье 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
В силу статьи 14 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Акционерные общества являются также собственниками средств, полученных ими от продажи акций.
В соответствии с пунктом 4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты отраслей речного транспорта отнесены к объектам федеральной собственности.
Судом сделан вывод о том, что согласно пункту 2.1.17 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год приватизация портовых сооружений и объектов, к каковым относится и спорное имущество, запрещена.
Однако при рассмотрении дела судом не было принято во внимание, что в силу Распоряжения Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом от 16.09.1992 "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" к портовым сооружениям относятся гидротехнические сооружения (волноломы, оградительные сооружения, причалы, проходные каналы, маяки и навигационные знаки).
Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости не является гидротехническим сооружением. Объекты, не подлежащие приватизации в силу запрета законодательства, истцом в план приватизации включены не были.
Кроме того, пункт 2.5 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год предусматривает обязательную приватизацию объектов незавершенного строительства.
Коллегия считает, что в данном случае спорный объект был приватизирован истцом в полном соответствии с требованиями действовавшего на момент приватизации законодательства и неправомерно числится в реестре федерального имущества.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемое решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.12.2009 подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.12.05.2009 по делу N А72-13523/2009 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности на объект незавершенный строительством "причальная стенка" кадастровый номер 73:24:010402:0003:73:401:002:001719610:9002, литера XXIX, протяженностью 517,95 м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25 за открытым акционерным обществом "Ульяновский речной порт".
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2010 г. по делу N А72-13523/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании