Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 февраля 2010 г. по делу N А55-8837/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А55-8837/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яр-Ойл", г. Лениногорск Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма о признании недействительным решения, об обязании возместить налог на добавленную стоимость и о взыскании процентов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Яр-Ойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета заявленных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области от 20.10.2006 N 2188 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 3724153 рублей 21 копеек, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан (далее - инспекция) возместить 3724153 рублей налога на добавленную стоимость и взыскании с нее 577894 рублей 31 копеек процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2009 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области от 20.10.2006 N 2188 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 3724153 рублей 21 копеек отказано, в остальной части требования общества удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Общество создано путем реорганизации в форме выделения из общества с ограниченной ответственностью "Самарская нефтяная компания".
В соответствии с пунктом 9 статьи 162.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника суммы налога, которые в соответствии со статьей 176 настоящего Кодекса подлежат возмещению, но не были до момента завершения реорганизации возмещены реорганизованной (реорганизуемой) организацией, возмещаются правопреемнику в порядке, установленном настоящей главой.
Общество 22.10.2007 обратилось в налоговый орган с заявлением о возмещении 4589987 рублей налога на добавленную стоимость, которое не было удовлетворено налоговым органом.
Единственным основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужило отсутствие реализации обществом с ограниченной ответственностью "Самарская нефтяная компания" (правопредшественник заявителя) в июне 2006 года товаров, работ, услуг при наличии суммы налога на добавленную стоимость к возмещению.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Судами установлено, что нарушений требований вышеуказанных норм Кодекса обществом не допущено. Документы, представленные налогоплательщиком, подтверждают факт уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении продукции у поставщиков, претензий к представленным документам у инспекции не имеется, в связи с чем общество имеет право уменьшить сумму налога на указанный налоговый вычет.
Суды правильно указали, что нормами главы 21 Кодекса не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.2006 N 14996/05.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 Кодекса (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ; от 28.12.2004 N 183-ФЗ) по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Поскольку возврат сумм налога на добавленную стоимость в установленные пунктом 3 статьи 176 Кодекса сроки не произведен, общество правомерно заявило к взысканию проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость. Расчет процентов, выполненный обществом в соответствии с требованиями статьи 176 Кодекса, инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при детальном исследовании представленных в дело доказательств и правильном применении норм права, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А55-8837/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 162.1 НК РФ в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и уплаченные этой организацией при приобретении товаров, но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником этой организации.
По мнению ИФНС, основанием для отказа правопреемнику реорганизованного налогоплательщика в возмещении НДС является отсутствие у последнего в соответствующем периоде реализации товаров при наличии суммы НДС к возмещению.
По мнению суда, позиция ИФНС неправомерна.
Судом установлено, что правопреемником в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ представлены все необходимые документы, подтверждающие факт уплаты НДС при приобретении продукции у поставщиков. Претензий к представленным документам у ИФНС не имеется, в связи с чем правопреемник имеет право уменьшить сумму налога на указанный налоговый вычет.
Суд указал, что нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары. Реализация товаров по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Таким образом, суд признал отказ ИФНС неправомерным, кассационную жалобу оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2010 г. по делу N А55-8837/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании