Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 21 января 2010 г. по делу N А65-11690/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свияга", д. Савино, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу N А65-11690/2008,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сабитова Альмира Флуровича, с. Введенская Слобода, Республика Татарстан, к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, с. Верхний Услон, с участием третьих лиц: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Свияга", д. Савино, Республика Татарстан, о признании незаконным отказа,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сабитов Альмир Флурович (далее - КФХ Сабитов А.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения, к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность заявителя двух земельных участков с кадастровыми номерами 16:15:04:10:01:0004 (площадь 1313,89 кв.м) и 16:15:04:10:01:0005 (площадь 148687,61 кв.м), расположенных по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Введенско-Слободское сельское поселение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 30.07.2009 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил указанное решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Свияга" в своей кассационной жалобе просит их отменить как несоответствующие нормам права, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
Заявитель кассационной жалобы полагает вывод судов противоречащим фактическим обстоятельствам, материалам дела и закону. Считает, что судами не правомерно не приняты во внимание судебные акты по делу N А65-15289/08-СГ2-6, которыми установлен факт недействительности (ничтожности) договора аренды земельных участков, заключенных с заявителем. Кроме того, указывает, что решением суда по делу N А65-7473/2008-СГ3-25 КФХ Сабитову А.М. отказано в признании недействительными торгов, проведенных 04.04.2008, по продаже спорных земельных участков.
Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
На основании постановления главы администрации Верхнеуслонского района Республики Татарстан от 19.06.2003 N 331 (т. 1 л.д. 19) между Отделом земельных и имущественных отношений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан и заявителем был заключен договор аренды земельного участка от 04.07.2003 N ТО-23-071-0014 (т. 1 л.д. 12-14).
По договору заявителю на срок до 04.07.2052 (на 49 лет) были переданы в аренду два земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:15:04:10:01:0004 (площадь 1313,89 кв.м) и 16:15:04:10:01:0005 (площадь 148687,61 кв.м), расположенных по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Введенско-Слободское сельское поселение. Разрешенное использование земельных участков: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства. Право аренды указанных земельных участков зарегистрировано 07.07.2003 (т. 1 л.д. 20, 21).
18 марта 2008 г. заявитель со ссылкой на первоочередное право арендатора обратился в Исполком с заявлением о передаче ему в собственность арендуемых земельных участков (т. 1 л.д. 24).
Как следует из письма исполкома от 26.03.2008 об отказе заявителю в предоставлении в собственность спорных земельных участков, последний указал, что заявитель не имеет права на приобретение земельных участков в собственность, поскольку с 2003 г. по настоящее время не предоставляет отчеты о своей хозяйственной деятельности, что, по мнению ответчика, свидетельствует о неосуществлении им хозяйственной деятельности.
Заявитель, полагая, что указанный отказ противоречит статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права заявителя, обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что действующим законодательством не предусмотрен отказ в предоставлении в собственность арендуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения в связи с непредставлением отчетов о хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории, на которой расположены земельные участки. Кроме того, в обоснование своего вывода суд указывает на наличие у заявителя законных прав на приобретение спорных земельных участков, недоказанность ответчиком факта ненадлежащего использования заявителем земельных участков, свидетельства о государственной регистрации за заявителем права аренды на спорные земельные участки не оспорены в судебном порядке, судебными актами по делу N А65-15289/08-СГ2-6 отказано в признании недействительными (ничтожными) договора аренды земельного участка.
В результате анализа материалов дела, характера заявленного требования, судебная коллегия приходит к выводу, что судебные акты вынесены по неполно исследованным обстоятельствам дела, что является основанием для их отмены с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (пункт 4 той же статьи).
Обязанность уполномоченного органа по предоставлению в собственность арендатора земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возникает лишь при наличии у данного арендатора права на приобретение таких участков в собственность и при отсутствии установленных законодательством препятствий для их приватизации.
Из содержания названных норм закона следует, что право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий: 1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; 2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом.
В соответствии с указанными нормами существенным условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного законом срока.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 06.08.2003 N 28-ЗРТ "О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан" (с изменениями от 29.12.2005) порядок и условия приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Татарстан, определяются федеральным законодательством.
Заявленные требования о признании отказа Исполкома в выкупе земельных участков незаконным вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению судом по правилам главы 24 АПК РФ.
Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, Исполком должен доказать законность оспариваемого отказа, а заявитель в свою очередь обязан доказать правомерность заявленного требования, в том числе соблюдения условий земельного законодательства, предусматривающего право на приобретение в собственность земельных участков.
В соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив доказательства, представленные сторонами, суды указали, что материалами дела, в частности, актом от 12.09.2007 и протоколом осмотра территории от 02.07.2008 (составленного после обжалуемого отказа исполкома) подтвержден факт надлежащего использования заявителем спорных земельных участков.
При этом судами не принято в качестве надлежащих доказательств неиспользование заявителем спорных земельных участков акты от 19.05.2008, от 26.05.2008, от 14.07.2008, поскольку были составлены после оспариваемого отказа Исполкома.
Между тем представленный заявителем в порядке требований статьи 65 АПК РФ акт проверки от 12.09.2007 не подтверждает использование земельных участков в течении трех лет, что является одним из условий для реализации его права на выкуп их в собственность.
Кроме того, судом не дано никакой правовой оценки имеющемуся в материалах дела письму главы Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 18.12.2007 N 283, направленному Президенту Республики Татарстан, из которого следует, что Комиссией по проверке эффективного использования земель в Верхнеуслонском районе, созданной распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.08.2007, установлен факт неиспользования заявителем спорного земельного участка по целевому назначению. Также не дано никакой правовой оценки письму управления сельского хозяйства и продовольствия от 24.03.2008 N 43, из которого также следует неосуществление заявителем деятельности на спорном земельном участке.
В нарушение требований статьи 71 АПК РФ указанные противоречия в представленных документах суд не устранил.
Кроме того, судом неправомерно не принято во внимание, что факт ничтожности договора аренды земельного участка, заключенного с заявителем, установлен решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2008 по делу N А65-15289/2008, имеющим преюдициальное значение для данного дела в силу части 3 статьи 69 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой (апелляционной) инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Таким образом, процессуальный закон, определяя пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции, не предоставил последней права оценивать доказательства, которые не были предметом исследования судов первой и (или) апелляционной инстанций. Вместе с тем выяснение вопросов касающихся использования спорных земельных участков в течение установленного законом срока, являющегося условием для их выкупа, имеет существенное значение для правильного разрешения дела.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан для устранения нарушений, допущенных при рассмотрении заявленных требований, установления обстоятельств фактического надлежащего использования заявителем спорных земельных участков в течение установленного законом срока и принятия законного судебного акта соответствующего положениям статьи 15 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 по делу N А65-11690/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2010 г. по делу N А65-11690/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании