Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 февраля 2010 г. по делу N А55-17235/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А55-17235/2008,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Порт Тольятти", г. Тольятти Самарской области, к обществу с ограниченной ответственностью "Алпен-Тек", г. Самара, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании торгов недействительными, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Волготранстерминал", г. Самара, Федерального агентства водных ресурсов, г. Москва,
установил:
открытое акционерное общество "Порт Тольятти" (далее - ОАО "Порт Тольятти") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алпен-Тек" (далее - ООО "Алпен-Тек"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - Территориальное управление Росимущества по Самарской области) о признании недействительным конкурса от 08.05.2008 на право заключения договора доверительного управления объектом недвижимого имущества, находящегося по адресу: 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96, проведенного фирмой ООО "Алпен-Тек".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Волгатранстерминал" (далее - ОАО "Волгатранстерминал") и Федеральное агентство водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества по Самарской области просит отменить судебные акты, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, акватория порта является сооружением и не является водным объектом, в состав лота акватория порта включена как сооружение. В настоящее время акватория порта включена в реестр федерального имущества именно как сооружение, в связи с чем положения Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) не нарушены. Кроме того, в нарушение статей 170, 271 АПК РФ суды не указали мотивы, по которым приняли довод истца о том, что спорный объект представляет собой именно водный объект - акваторию, и в доказательство своего вывода не сослались ни на одно доказательство. Также судом не мотивировано, по каким основаниям отвергнуты доказательства Территориального управления Росимущества по Самарской области о том, что акватория порта является сооружением. Арбитражный суд необоснованно установил, что при отсутствии зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорное имущество оспариваемый конкурс был проведен в нарушение действующего законодательства. Суд не дал оценки доводу Территориального управления Росимущества по Самарской области о том, что право собственности Российской Федерации является действительным и при отсутствии государственной регистрации этого права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Судом установлено и это усматривается из материалов дела, что в соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества по Самарской области от 17.09.2007 N 424-р и информационным сообщением, опубликованным в газете "Волжская коммуна" от 27.03.2008 N 56 (26099), 08.05.2008 ООО "Алпен-Тек" был проведeн конкурс на право заключения договоров доверительного управления объектом недвижимого имущества: акватория порта 40 га, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; наращенная набережная пассажирского вокзала 143 п/м, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; откосная набережная 408,8 п/м, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; причальная набережная стенка 120 п/м, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; причальная набережная стенка 62 п/м, Самарская обл., Шигонский район, с. Подвалье; причальная набережная стенка 656,45 п/м, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; причальная набережная стенка 390 п/м 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; рейдовый флот (т/х "Ястреб"), 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96.; асфальтовое покрытие, озеленение речного вокзала 6424 кв. м, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96; причальная набережная стенка вокзала 145 п/м, 445012, Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 96.
Вышеуказанные объекты представляют собой один лот, выставленный для проведения конкурса на право заключения договоров доверительного управления объектом недвижимого имущества.
Организатором конкурса ООО "Алпен-Тек" к участию в конкурсе были допущены ОАО "Порт Тольятти", ОАО "Волгатранстерминал", общество с ограниченной ответственностью "Волгаинтранс".
По результатам проведенного конкурса ООО "Алпен-Тек" с победителем конкурса ОАО "Волгатранстерминал" заключен договор доверительного управления объектом недвижимого имущества от 02.05.2008 N 1/08.
Полагая, что при подготовке и проведении конкурса ООО "Алпен-Тек" допущены грубейшие нарушения законодательства, ОАО "Порт Тольятти" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании конкурса недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Порт Тольятти", арбитражный суд исходил из того, что у Территориального управления Росимущества по Самарской области отсутствовали полномочия по распоряжению спорным имуществом, в связи с чем оспариваемый конкурс проведен в нарушение действующего законодательства.
Судебные акты мотивированы следующим.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В состав лота в извещении о проведении конкурса на право заключения договора доверительного управления объектом недвижимого имущества федеральной собственности и конкурсной документации включено недвижимое имущество, в том числе акватория порта 40 га.
Пункт 1 статьи 1 Водного кодекса определяет акваторию как водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.
Часть 2 статьи 5 Водного кодекса к поверхностным водным объектам относит, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Главой 3 Водного кодекса предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.
Согласно статье 16 Водного кодекса водные объекты могут передаваться в пользование на аукционе только в определенных случаях и в соответствии с "Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил организаторами аукциона являются:
а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;
б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта;
в) орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Согласно статье 24 Водного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" (далее - Положение) Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Согласно пункту 4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5.6.10 Положения Росводресурсы осуществляют предоставление водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации, или частей таких водохранилищ, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Таким образом, Федеральное агентство водных ресурсов, его территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия Российской Федерации в сфере водных отношений, являются органами государственной власти, уполномоченными предоставлять право на пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами установлены главой третьей Водного кодекса и актами Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование или без указанных разрешительных документов.
Предоставление водного объекта, в том числе акватории, на основании иных документов и в порядке, отличном от порядка, установленного водным законодательством, является нарушением законодательства Российской Федерации. Вывод арбитражного суда о том, что Территориальному управлению Росимущества по Самарской области такое право не предоставлено, основан на материалах дела и нормах законодательства.
Арбитражным судом правильно установлено, что акватория порта 40 га является водным объектом.
Доводы заявителя жалобы о том, что акватория порта 40 га не представляет собой водное пространство, отклонен судом апелляционной инстанции правомерно, поскольку данные доводы противоречат закону.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Ссылка заявителя жалобы о том, что акватория порта именно как сооружение включено в реестр федерального имущества, не опровергает вывода арбитражного суда о том, что акватория порта площадью 40 га является водным объектом.
Статья 31 Водного кодекса разграничивает понятия водный объект и сооружение, в силу части 4 указанной статьи в государственный водный реестр включаются документированные сведения как о водных объектах, так и о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах.
Следовательно, утверждение заявителя жалобы о том, что акватория порта является сооружением, не основан на нормах права. При этом наличие или отсутствие зарегистрированного права на сооружение при рассмотрении данного дела не имеет правового значения, так как акватория порта является не сооружением, а водным пространством.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит правильным вывод арбитражного суда о том, что у Территориального управления Росимущества по Самарской области отсутствовали полномочия по распоряжению спорным имуществом, в связи с чем оспариваемый конкурс проведен в нарушение действующего законодательства, исковые требования ОАО "Порт Тольятти" удовлетворены правомерно.
Арбитражным судом обстоятельства дела установлены правильно, выводы судов соответствуют установленным им обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства не установлено.
Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А55-17235/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2010 г. по делу N А55-17235/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании