Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 марта 2010 г. по делу N А57-31587/05
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 25 сентября 2008 г. N А57-31587/05-42
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс", г. Балаково Саратовской области, и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А57-31587/05,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс", г. Балаково Саратовской области, к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, Управлению социальной защиты населения Балаковского района Министерства социального развития Саратовской области, г. Балаково Саратовской области, о взыскании убытков в размере 11140692 руб. 41 коп., с участием третьего лица - Комитета по финансам администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Балаковоэлектротранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) убытков, возникших в связи с реализацией в 2004 году положений Федерального закона "О ветеранах" в сумме 11140692 руб. 41 коп. за период с января по декабрь 2004 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2008 решение суда от 18.03.2008 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований и просил взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России убытки за период с января по декабрь 2004 года в сумме 67947500 руб., в связи с изменением истцом методики расчета убытков, закрепленной в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайно-троллейбусного транспорта, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 28.06.2002 N 149 (далее - Инструкция от 28.06.2002 N 149), согласно которой количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России в пользу истца взысканы убытки в сумме 11140692 руб. 41 коп. за период с января по декабрь 2004 года, в части взыскания убытков в сумме 56806807 руб. 59 коп. и к остальным ответчикам отказано.
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что понесенные истцом в 2004 году расходы, связанные с предоставлением льгот по перевозке ветеранов должны возмещаться Российской Федерацией в лице Минфина России. Вместе с тем удовлетворяя частично исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что в спорном случае при определении размера убытков следует применять результаты натурного метода обследования пассажиропотока, как наиболее точного, и на котором были первоначально основаны требования истца.
В кассационной жалобе истец просит решение суда первой инстанции от 08.10.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 15.12.2009 в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, удовлетворив их в полном объеме, мотивируя неправильным применением норм материального права, не соответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что в связи с допущенными нарушениями проведенные истцом натурные обследования пассажиропотока в 2004 году признаны Главой администрации Балаковского муниципального района Саратовской области несостоявшимися. Коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров, учитываемый при расчете убытков транспортных организаций в установленном порядке органом местного самоуправления не утверждался, в связи с чем судами неправомерно определен размер убытков исходя из результатов натурного метода обследования, как наиболее точного. В соответствии со сложившейся судебной практикой истцом правомерно основан расчет убытков в соответствии с пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 на следующих показателях: количество граждан, пользующихся бесплатным проездом; 50 поездок одного льготника в месяц; тариф на проезд.
Минфин России в кассационной жалобе просит принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований отменить, в иске о взыскании убытков за 2004 год отказать, указывая, что таблицы обследования пассажиропотока, представленные истцом в материалы дела, не соответствуют Методологическим рекомендациям по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденным Госкомстатом России по статистике 19.12.2001, Инструкции от 28.06.2002 N 149, постановлению Госкомстата России от 25.07.2002 N 158 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, правонарушений, науки и инноваций на 2004 год".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, судебная коллегия находит их подлежащими изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в 2004 году во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") предоставлял гражданам льготы в виде бесплатного проезда.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О ветеранах", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пришли к правомерному выводу о взыскании понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина, что соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
В соответствии с пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается на основании информации (справок), полученной от организаций, выдавших документы, дающие право на бесплатный проезд (городских военных комиссариатов, местных органов социального обеспечения и других).
Количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований, в результате которых определяется коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящееся на каждого платного). В дальнейшем этот коэффициент в виде постоянной величины (на срок до проведения нового обследования) используется для расчета объема бесплатных пассажиров. Для проведения натурных обследований предлагается применять Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные Госкомстатом России 19.12.2001.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из количества перевезенных пассажиров, определенного путем натурного метода обследования, как одного из предусмотренных пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 способа определения этого количества.
При этом суд не установил незаконность расчетного метода исходя из 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, также предусмотренного указанным пунктом Инструкции от 28.06.2002 N 149, как способа определения количества льготных пассажиров, используемого истцом при определении размера убытков.
Исходя из положений указанного пункта 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149, перевозчик для определения количества перевезенных льготных граждан вправе сам выбрать либо расчетный метод, либо метод натурных обследований.
Этим правом и воспользовался истец при новом рассмотрении дела. Уточненный расчет убытков основан на численности ветеранов, количестве поездок одного льготника в месяц, установленном пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149, тарифах на проезд.
Все используемые в этом расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены.
Поскольку в спорный период порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с исполнением Федерального закона "О ветеранах", утвержден не был, истец обоснованно определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период, что соответствует позиции выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07.
Учитывая, что фактические обстоятельства дела судом установлены, суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить исковые требования о взыскании убытков за период с января по ноябрь 2004 года в увеличенном размере.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А57-31587/05 изменить, увеличив сумму взыскания с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на 56806807 руб. убытков в пользу муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс".
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по данному делу оставить без изменения.
Кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс" удовлетворить.
Кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области оставить без удовлетворения.
Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2010 г. по делу N А57-31587/05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании