Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 августа 2009 г. по делу N А55-18952/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А55-18952/2008,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань Самарской области, о признании недействительным постановления, при участии третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Сызранская государственная сортоиспытательная станция", г. Сызрань Самарской области,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании постановления администрации Сызранского района Самарской области (далее - администрация, ответчик) от 24.04.2008 N 285 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка" недействительным.
Определением от 12.12.2008 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора федеральное государственное унитарное предприятие "Сызранская государственная сортоиспытательная станция" (далее - третье лицо, ФГУП "СГСС").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Свое решение суд первой инстанции мотивировал тем, что в силу закона земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании третьего лица, является собственностью Российской Федерации; органы местного самоуправления Сызранского района утратили право распоряжаться спорным земельным участком в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с обжалуемыми судебными актами администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, сведения о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сызранского района не поступали, что противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в частности статье 26 ЗК РФ, где указано, что права на земельные участки, в том числе и на находящиеся в федеральной собственности, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает что решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 отмене не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Сызранского района от 13.05.1992 N 118 "О перераспределении и закреплении земель" ФГУП "СГСС" в постоянное пользование для сельскохозяйственного использования был выделен земельный участок площадью 3103 га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 2593 га, из них пашни - 1560 га, на что выдано свидетельство о праве собственности на землю от 19.11.1992 N 20 (л.д. 13, 24-25). Право это подтверждено постановлением администрации Сызранского района от 21.12.1994 N 361 (л.д. 60).
19.03.2003 от ФГУП "СГСС" в адрес администрации поступило заявление об отказе с 18.03.2003 от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 га по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный (л.д. 28, 62).
24.04.2008 администрация постановлением N 285 прекратила право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "СГСС" на земельный участок площадью 20000 кв. м по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный (л.д. 12).
На момент обращения 19.03.2003 ФГУП "СГСС" в администрацию с заявлением об отказе с 18.03.2003 от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 га по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный, государственная собственность на данный участок разграничена не была.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право распоряжения этим участком принадлежало органам местного самоуправления.
На момент обращения третьего лица в 2003 году действовал порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", в соответствии с пунктом 5 которого, в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 пункта 5 Постановления от 07.08.2002 N 576 на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) формирует предложение о предоставлении указанных земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении указанных в абзаце третьем пункте 5 земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.
Из положений абзаца 6 пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 следует, что уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Администрацией доказательств соблюдения процедуры согласования в отношении земельного участка площадью 20000 кв. м по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный, не представлено, что подтверждается материалами дела.
Статьей 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" был дополнен статьей 3.1, вступившим в силу с 01.07.2006, в соответствии с которым было произведено разграничение государственной собственности на землю, и к федеральной собственности были отнесены земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
При этом пункт 1 статьи 53 ЗК РФ предусмотрено, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
Из материалов дела следует, что по заявлению третьего лица, поступившего в администрацию 19.03.2003, администрацией до 01.07.2006 решения о прекращении права бессрочного пользования Сызранской государственной сортоиспытательной станции на земельный участок площадью 2 га по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный, принято не было, на основании чего данное право за третьим лицом продолжает сохраняться.
Довод администрации, что право распоряжения спорным земельным участком за ним сохраняется до государственной регистрации права собственности Российской Федерации правомерно отклонен судом, поскольку в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникает в силу прямого указания закона.
Таким образом, земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "СГСС", является собственностью Российской Федерации в силу закона.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 125 и пункту 3 статьи 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации права собственника осуществляют уполномоченные государственные органы, которым является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
При таких обстоятельствах, довод судов об отсутствии полномочий у администрации на распоряжение спорным земельным участком в порядке предусмотренном абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", является состоятельным.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Таким образом, оспариваемое постановление принято администрацией за пределами ее компетенции, нарушает права и законные интересы заявителя как органа, уполномоченного в соответствии с законом распоряжаться федеральным имуществом.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При рассмотрении данного дела суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене не подлежат.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация, как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, уплаченная администрацией государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А55-18952/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную администрацией Сызранского района Самарской области за рассмотрение кассационной жалобы платежным поручением от 07.07.2009 N 682.
Выдать справку на возврат государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2009 г. по делу N А55-18952/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании