12 мая 2009 г. |
Дело N А55-18952/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653;
от администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань - Горшунова Ю.Ю., доверенность от 17 июня 2008 г. N 728;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2009 г.
по делу N А55-18952/2008 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань, Самарская обл.,
третье лицо - ФГУП "Сызранская государственная сортоиспытательная станция", г. Сызрань, Самарская обл.,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании постановления администрации Сызранского района Самарской области (далее - администрация) от 24 апреля 2008 г. N 285 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка" недействительным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании Сызранской государственной сортоиспытательной станции, является собственностью Российской Федерации; органы местного самоуправления Сызранского района утратили право распоряжаться спорным земельным участком в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Не согласившись с выводами суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что постановление администрации Сызранского района от 24 апреля 2008 г. N 285 издано, исходя из нормы п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которой закрепляется положение, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов; согласно выписке из государственного земельного кадастра по категории земель участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид права - государственная собственность; сведения о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сызранского района не поступали.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации Сызранского района от 13 мая 1992 г. N 118 "О перераспределении и закреплении земель" Сызранской государственной сортоиспытательной станции в постоянное пользование для сельскохозяйственного использования был выделен земельный участок площадью 3 103 га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 2 593 га, из них пашни - 1 560 га, на что выдано свидетельство о праве собственности на землю от 19 ноября 1992 г. N 20 (л.д. 13, 24-25). Право это подтверждено постановлением администрации Сызранского района от 21 декабря 1994 г. N 361 (л.д. 60).
19 марта 2003 г. от Сызранской государственной сортоиспытательной станции в адрес администрации Сызранского района Самарской области поступило заявление об отказе с 18 марта 2003 г. от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 га по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный (л.д. 28, 62).
24 апреля 2008 г. администрация Сызранского района Самарской области постановлением N 285 прекратила право постоянного (бессрочного) пользования Сызранской ГСИС на земельный участок площадью 20 000 кв.м. по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный (л.д. 12).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного постановления недействительным.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На момент обращения 19 марта 2003 г. Сызранской государственной сортоиспытательной станции в администрацию Сызранского района с заявлением об отказе с 18 марта 2003 г. от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 га по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный, государственная собственность на данный участок разграничена не была.
В соответствии с абзацем 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право распоряжения этим участком принадлежало органам местного самоуправления.
На момент обращения третьего лица в 2003 г. действовал порядок распоряжения такими участками, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", в соответствии с п. 5 которого, в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 п. 5 постановления от 07 августа 2002 г. N 576 на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) формирует предложение о предоставлении указанных земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении указанных в абзаце третьем п. 5 земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.
Из положений абзаца 6 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. N 576 следует, что уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что администрацией Сызранского района Самарской области не представлено доказательств соблюдения процедуры согласования в отношении земельного участка площадью 20 000 кв.м. по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 г. N 576 признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404.
Статьей 2 Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" был дополнен ст. 3.1.
Указанные изменения вступили в силу с 01 июля 2006 г.
Статьей 3.1 было произведено разграничение государственной собственности на землю, и к федеральной собственности были отнесены земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.
При этом п. 1 ст. 53 ЗК РФ (в редакции, действующей до 31 декабря 2006 г.) предусмотрено, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
Из материалов дела следует, что по заявлению третьего лица, поступившего в администрацию 19 марта 2003 г., администрацией Сызранского района Самарской области до 01 июля 2006 г. не было принято решение о прекращении права бессрочного пользования Сызранской государственной сортоиспытательной станции на земельный участок площадью 2 га по адресу: Самарская область, Сызранский район, п. Песочный, в связи с чем данное право за третьим лицом продолжает сохраняться.
Судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод администрации, что право распоряжения спорным земельным участком за ним сохраняется до государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникает в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод, что земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании Сызранской государственной сортоиспытательной станции, является собственностью Российской Федерации в силу закона.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Исходя из положений норм п. 1 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации права собственника осуществляют уполномоченные государственные органы, которым является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, что позволило сделать правильный вывод об отсутствии у органов местного самоуправления Сызранского района полномочий на распоряжение спорным земельным участком в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление принято администрацией Сызранского района в нарушение вышеназванных норм за пределами ее компетенции и нарушает права и законные интересы заявителя как органа, уполномоченного распоряжаться федеральным имуществом.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2009 г. по делу N А55-18952/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18952/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Администрация Сызранского района Самарской области
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N3 по Самарской области
Третье лицо: ФГУП "Сызранская государственная сортоиспытательная станция"