Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 мая 2010 г. по делу N А12-15980/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.11.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А12-15980/2009,
по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, г. Волгоград, к администрации г. Волгограда о признании незаконным решения органа местного самоуправления, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г. Волгоград, государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", г. Волгоград, Волгоградской городской Думы, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Комитета по образованию администрации Волгограда, Ворошиловского территориального управления комитета по образованию администрации Волгограда,
установил:
Комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области (далее - КУГИ администрации Волгоградской области, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации Волгограда, оформленного письмом от 17.06.2009 N 05-0/530-2, об отказе в рассмотрении вопроса о безвозмездной передаче в государственную собственность Волгоградской области муниципальных отдельно стоящих нежилых зданий по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, д. 11, занимаемых государственным специализированным учреждением социального обслуживания "Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - ГСУ СО "Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"), а именно - основного здания площадью 1676,9 кв.м, здания прачечной площадью 93,4 кв.м, здания гаража площадью 67,1 кв.м.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.11.2009, оставленным без изменением постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела спорные отношения касаются трех отдельно стоящих зданий в Ворошиловском районе г. Волгограда по ул. Циолковского, д. 11: основного здания площадью 1676,9 кв.м, здания прачечной площадью 93,4 кв.м; здания гаража площадью 67,1 кв.м.
Представленной Департаментом выпиской подтверждается то обстоятельство, что в реестр муниципального имущества Волгограда включен объект под наименованием Здание - приют "Лучик", общей площадью 1837,4 кв.м.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае речь идет об одном и том же недвижимом имуществе, которое относится к муниципальной собственности Волгограда.
Установлено также, что до февраля 1998 года спорные здания были закреплены на праве оперативного управления за дошкольным образовательным учреждением (далее - ДОУ) N 275 детский ясли-сад "Василек".
На основании постановления администрации Волгограда от 05.01.1998 N 1 и распоряжения городского Комитета по управлению имуществом от 19.01.1998 N 08р в г. Волгограде учреждено муниципальное учреждение "Приют для детей и подростков "Лучик" (далее - МУ "Приют для детей и подростков "Лучик").
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 30.10.1998 N 47/470 утверждено Положение о социальных службах Волгограда, в пункте 1.3 которого указано, что система социальных служб г. Волгограда состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов.
Согласно приказу Управления образования администрации г. Волгограда от 05.02.1998 N 38 в связи с низкой наполняемостью детьми ДОУ N 275 произошла реорганизация указанного дошкольного учреждения путем его присоединения к ДОУ N 280.
Имущество ДОУ N 275, за исключением недвижимости, передано на баланс ДОУ N 280, а спорные здания - во владение и пользование на правах аренды МУ "Приют для детей и подростков "Лучик".
После принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) Волгоградский городской Совет народных депутатов принял постановление от 02.11.2005 N 23/450 "О даче согласия на безвозмездную передачу в государственную собственность Волгоградской области муниципальных учреждений и иного имущества", касающееся учреждений по социальному обслуживанию муниципального сектора.
В соответствии с указанным постановлением в государственную собственность Волгоградской области приняты безвозмездно муниципальные учреждения социальной защиты населения, в том числе МУ "Приют для детей и подростков "Лучик", что подтверждается постановлением главы администрации Волгограда от 27.12.2005 N 1410 и распоряжениями КУГИ администрации Волгоградской области от 29.12.2005 N 890-р, от 30.12.2005 N 1072-р.
Из сводного перечня муниципального имущества Волгограда, передаваемого в государственную собственность Волгоградской области, усматривается, что передача касалась только движимого имущества.
На базе переданного в государственную собственность имущества МУ "Приют для детей и подростков "Лучик" создана государственная некоммерческая организация - ГСУ СО "Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", что также следует из Устава названной организации.
Спорные здания Решением Волгоградской городской Думы от 07.06.2006 N 32/682 переданы ГСУ СО "Ворошиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" по договору на безвозмездное пользование муниципальным имуществом от 25.07.2006 N 5/79Б, срок действия которого определен с 01.01.2006 по 31.12.2020.
С июня 2008 года администрация Волгоградской области и КУГИ администрации Волгоградской области неоднократно инициировали рассмотрение органами местного самоуправления г. Волгограда вопроса о передаче спорных зданий из муниципальной собственности в государственную собственность Волгоградской области.
Письмом от 17.06.2009 N 05-0/530-2и, адресованным главе администрации Волгоградской области и председателю КУГИ администрации Волгоградской области, администрация Волгограда сообщила о нецелесообразности рассмотрения вопроса о безвозмездном отчуждении муниципального имущества в государственную собственность Волгоградской области ввиду необходимости использования спорных объектов муниципального имущества по их изначальному функциональному назначению - для устройства детского сада, поскольку в г. Волгограде имеется острая нуждаемость в дошкольных образовательных учреждениях, а также для получения в бюджет города неналоговых доходов от сдачи в аренду муниципального имущества.
Считая, что решение администрации Волгограда в форме письма о нецелесообразности рассмотрения вопроса о передаче спорных объектов муниципальной собственности в собственность Волгоградской области не соответствует действующему законодательству, КУГИ администрации Волгоградской области оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение администрации Волгограда не основано на нормах действующего законодательства и нарушает имущественные права субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Согласно части 11 (абзацы 11, 12, 13) статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П) положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Конституционный Суд Российской Федерации однозначно высказался о неправомерности односторонних решений исполнительных органов государственной власти о передаче муниципального имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в федеральную собственность, но не исключил возможности разрешения вопросов по перераспределению имущества в судебном порядке.
Разграничение собственности по уровням государственной и муниципальной власти - обеспечение каждого уровня власти тем имуществом, которое необходимо для осуществления функций, отнесенных к компетенции соответствующего уровня власти.
Суды обоснованно признали ошибочным мнение администрации Волгограда о недоказанности факта перераспределения полномочий в сфере социальной поддержки несовершеннолетних (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерацией в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, устанавливают Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ) в первоначальной редакции подразделял систему социальных служб на государственную и муниципальную (статья 4).
Статьей 4 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Органы местного самоуправления в данной норме в редакции от 22.08.2004 не упомянуты.
Статьей 65 Закона N 122-ФЗ из системы социальных служб исключены муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, в связи с чем, пункт 2 статьи 4 Закона N 195-ФЗ утратил силу.
В соответствии с частью 1 статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 названного Закона.
Закон N 184-ФЗ разграничил предмет совместного ведения в области социальной защиты граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Согласно абзацу 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
В соответствии с Законом N 122-ФЗ произошло перераспределение полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 8 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны до 01.01.2008 обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации муниципальное имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий; до 01.01.2012 года осуществить приватизацию, отчуждение или в перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01.01.2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность.
В письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 19.06.2008 N 8150-АЛ/Д08 указано, что установленный законодателем срок - до 01.01.2008 для взаимного перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не является пресекательным. Истечение названного срока исполнения поручения законодателя не освобождает исполнителя от необходимости выполнить законодательное предписание. По истечении указанного срока, также сохраняется возможность для органов государственной власти и органов местного самоуправления передавать имущество для исполнения соответствующих полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку потребность перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями возникает по мере передачи новых полномочий субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на основе норм федеральных законов.
Основанием отнесения имущества к определенному уровню собственности служит назначение имущества.
Как установлено судами, спорные объекты недвижимости используются строго по целевому назначению и необходимы для функционирования некоммерческой организации.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариваемым действием (бездействием), в том числе соответствия таких действий (бездействия) закону, наличия полномочий и оснований для таких действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или лицо в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация Волгограда не представила доказательств правомерности нахождения до настоящего времени в муниципальной собственности Волгограда спорных объектов недвижимости, а также документы, определяющие со стороны органов местного самоуправления Волгограда судьбу спорных объектов на будущее.
Из содержания письма администрации от 17.06.2009 N 05-0/530-2и следует, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда принято решение об отказе реализовывать свои полномочия в области управления муниципальной собственностью в отношении спорных объектов недвижимости по мотиву нецелесообразности.
Указанное решение администрации Волгограда обоснованно признано судами не основанным на нормах действующего законодательства и нарушающим имущественные права субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.11.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А12-15980/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2010 г. по делу N А12-15980/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании