Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 августа 2009 г. по делу N А65-26699/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А65-26699/2008,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой", г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного Комитета муниципального образования города Казани", о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и об обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой (далее - Истец, ООО "КРСФ "Гидроспецстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту - Исполком; первый ответчик) о признании незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по улице Магистральная, 35 и об обязании Исполнительного комитета подготовить и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.
Заявитель в предварительном судебном заседании заявил ходатайство о привлечении в качестве второго ответчика по делу муниципальное учреждение "Комитет имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета г. Казани" с теми же требованиями.
Судом удовлетворено ходатайство заявителя о привлечении в качестве второго ответчика по делу муниципальное учреждение "Комитет имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета г. Казани" (далее - Комитет; второй ответчик).
Заявитель в судебном заседании уточнил предмет требований и просил признать незаконными отказ Исполкома и Комитета в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по улице Магистральная, 35 и обязать Исполком и Комитет предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок путем заключения договора купли-продажи земельного участка по нормативной цене и в установленном законодательством порядке.
Уточнение предмета требования принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2009, оставленного без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Отказы Комитета и Исполкома обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по ул. Магистральная, 35, признаны незаконными.
Суд обязал Исполком и Комитет не позднее двухнедельного срока со дня получения настоящего решения предоставить ООО "КРСФ "Гидроспецстрой" в собственность земельный участок с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по ул. Магистральная, 35 путем заключения договора купли-продажи по нормативной цене в установленном законодательством порядке.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой предлагается решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствует доказательство направления ООО "КРСФ "Гидроспецстрой" и получения Исполкомом обращения с приложенными к нему документами о предоставлении земельного участка, в связи с чем по нашему мнению у суда отсутствовало основание для применения главы 24 АПК РФ и соответственно вынесения решения в отношении Исполкома. Что также подтверждается отсутствием в резолютивной части решения ссылки на сведения о действиях (бездействии) со стороны Исполкома.
Решение суда в части признания отказа Комитета в предоставлении заявителю в собственность земельного участка незаконным также является безосновательным, поскольку данным правом в соответствии со статьями 11, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) обладает Исполком.
Соответственно исходя из изложенного выше, руководствуясь статьей 36 ЗК РФ, требование о направлении подготовленного проекта договора купли продажи заявителю должно было быть оставлено без удовлетворения поскольку оно вытекает из первого требования.
Представитель Комитета земельных и имущественных отношений поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Истца с кассационной жалобой не согласился.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Проверив законность обжалованных судебных актов, рассмотрев и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 подлежит изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, - постановлениями главы администрации г. Казани от 21.07.1997 N 829 и от 10.08.2000 N 1646 ООО "КРСФ "Гидроспецстрой" отведен в постоянное пользование земельный участок по ул. Магистральная площадью 0,628 га под производственную базу (л.д. 26, 27).
В соответствии с вышеуказанными постановлениями заявителю выдан Государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей, зарегистрированный в книге записей актов на право пользования землей от 23.10.2000 N 29265 (л.д. 21-24).
На указанном земельном участке расположено административное здание с гаражом, принадлежащее заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2007 (л.д. 25).
13.02.2008 Заявитель обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,628 га по ул. Магистральная, 35, на котором расположено административное здание, путем заключения договора купли-продажи (л.д. 8). К указанному заявлению заявитель приложил кадастровый план испрашиваемого земельного участка от 14.03.2002 (л.д. 19).
Комитет от 02.04.2008 сообщил заявителю о целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка на правах аренды (л.д. 9).
Суд установил, что заявитель еще трижды 26 июня, 7 октября и 28 октября 2008 года обращался в Комитет с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено административное здание, принадлежащее ему на праве собственности (л.д. 11, 14, 17).
Комитет также трижды ответил заявителю о целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка на правах аренды, со ссылкой на то, что им подготовлен и направлен на согласование проект постановления руководителя Исполкома "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" земельного участка по ул. Магистральная", который отклонен начальником Управления архитектуры и градостроительства по причине расположения земельного участка в рекреационной зоне (л.д. 12, 13, 15, 16, 18).
Общество, полагая, что отказ Комитета в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствие с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок приобретения в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрен статьей 36 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 1 которого юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поэтому указание в резолютивной части судебного акта об обязании предоставить в собственность земельный участок, противоречит заявленным требованиям о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и об обязании подготовить и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.
Кроме того, в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В указанной части судебные акты подлежат изменению.
Доводы кассационной жалобы о том, что Исполком не получал обращения с приложенными к нему документами о предоставлении земельного участка, не могут быть приняты.
Согласно Положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного Решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 24.12.2005 N 11-5 "Об учреждении органов Исполнительного комитета муниципального образования - муниципальных учреждениях Исполнительного комитета" (далее - Положения о Комитете), Комитет является уполномоченным органом местного самоуправления, призванным решать соответствующие вопросы в земельных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о Комитете, Комитет как орган Исполнительного комитета г. Казани для реализации целей своей деятельности в порядке и в пределах, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе:
- осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани и земельными участками;
- организует оценку земельных участков в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов города Казани, определяет условия договоров о проведении оценки муниципального имущества и земельных участков;
- выступает продавцом земельных участков и прав на заключение договоров аренды земли, оформляет и выдает акты установления выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности города Казани, в государственной собственности, до разграничения собственности на землю;
- готовит проекты постановлений о передаче земли в собственность и в аренду, бессрочное, безвозмездное срочное пользование, об установлении публичных сервитутов на земельные участки, заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков.
В силу указанных полномочий Комитета заявления заинтересованных лиц о приобретении прав на земельные участки подаются в Комитет по разработанной им же форме, в связи с чем обращение общества с заявлением в Комитет в соответствии со сложившимся в г. Казани порядком, является обращением с таким заявлением в орган местного самоуправления.
Следовательно, довод первого ответчика о том, что заявитель с заявлением о приобретении земельного участка в собственность к нему не обращался, противоречит порядку установленному органами местного самоуправления г. Казани, согласно которому такие заявления подаются заинтересованными лицами именно в Комитет, как уполномоченный орган Исполнительного комитета.
Решение суда в части признания отказа Комитета в предоставлении заявителю в собственность земельного участка незаконным соответствуют установленным полномочиям Комитета.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что отказ ответчиками заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность является необоснованным.
Довод Исполкома о том, что вопрос о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду разрешает Комитет, правомерно был отклонен судами обеих инстанций.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.
Пунктом 5 Устава муниципального образования города Казань, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казань от 17.12.2005 N 3-5 (далее по тексту - Устав) предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления входят:
- представительный орган муниципального образования - Казанская городская дума,
- глава муниципального образования города Казань - мэр города Казань,
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) - исполнительный комитет города Казань,
- контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Казани.
Согласно подпункту 16 пункта 36 Устава Исполком предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.16 ст. 40 Устава муниципального образования города Казани утвержденного решением представительного органа муниципального образования г.Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5
В силу положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казань", утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 N 11-5 (далее - Положение) Комитет является органом исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и обладает статусом юридического лица.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения предметом и целью деятельности Комитета является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования г. Казани - исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казань.
Следовательно, отнесение вопроса о предоставлении земельных участков в собственность к компетенции Комитета, не освобождает Исполком, который является органом местного самоуправления, от обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность, установленной в статье 29 ЗК РФ.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах дела, судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Абзац третий решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2009 по делу N А65-26699/2008 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Казань и муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Казань" не позднее месячного срока со дня получения настоящего решения направить обществу с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по ул. Магистральная, 35 в установленном законом порядке.".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2009 г. по делу N А65-26699/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании