12 мая 2009 г. |
Дело N А65-26699/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен,
от муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2009 г. по делу N А65-26699/2008 (судья Шайдуллин Ф.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой", г. Казань,
к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту - Исполком г. Казани; первый ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по улице Магистральная, 35 и об обязании исполнительного комитета подготовить и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка.
Судом было удовлетворено ходатайство заявителя о привлечении в качестве второго ответчика по делу муниципального учреждения "Комитет имущественных и земельных отношений исполнительного комитета г. Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений; второй ответчик).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом было принято уточнение заявителем предмета требования, в котором он просил признать незаконным отказ Исполкома г. Казани и Комитета земельных и имущественных отношений в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 16:50:08 09 01:0005 площадью 0,6280 га по улице Магистральная, 35 и обязать ответчиков предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок путем заключения договора купли-продажи земельного участка по нормативной цене и в установленном законодательством порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что согласно Положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 24 декабря 2005 г. N 11-5 "Об учреждении органов исполнительного комитета муниципального образования - муниципальных учреждениях исполнительного комитета" (далее - Положения о комитете), Комитет земельных и имущественных отношений является уполномоченным органом местного самоуправления, призванным решать соответствующие вопросы в земельных правоотношениях.
В силу указанных полномочий Комитета земельных и имущественных отношений заявления заинтересованных лиц о приобретении прав на земельные участки подаются в Комитет земельных и имущественных отношений по разработанной им же форме, в связи с чем обращение общества с заявлением в Комитет земельных и имущественных отношений в соответствии со сложившимся в г. Казани порядком равносильно обращению с таким заявлением в орган местного самоуправления.
Согласно положениям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Положения пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Ответчики доказательства того, что в отношении испрашиваемого земельного участка федеральным законом введен запрет на его приватизацию, либо данный участок изъят из оборота или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, не представили. Со стороны ответчиков не представлено и каких-либо доказательств, обосновывающих правомерность их предложения заявителю оформить арендные отношения на испрашиваемый земельный участок.
Из заключения к проекту постановления руководителя исполнительного комитета г. Казани "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" земельного участка по ул. Магистральная, следует, что отнесение территории испрашиваемого земельного участка к рекреационной зоне лишь планируется с расчетным сроком 2011-2020 годы (л.д. 13).
В соответствии с пунктом 2.1. Положения предметом и целью деятельности Комитета земельных и имущественных отношений является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казань.
Не согласившись с выводами суда, муниципальное учреждение "Комитет имущественных и земельных отношений исполнительного комитета г. Казани" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда в части признания отказа МУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в предоставлении заявителю в собственность земельного участка незаконным является безосновательным, поскольку данным правом в соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.ст. 11, 29 и ст.36) обладает исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Руководствуясь статьей 36 ЗК РФ, требование о направлении подготовленного проекта договора купли продажи заявителю должно было быть оставлено без удовлетворения поскольку оно вытекает из первого требования - принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность.
В пункте 6 данной статьи указано, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и только потом в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлениями главы администрации г. Казани N 829 от 21 июля 1997 г. и N 1646 от 10 августа 2000 г. обществу с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" отведен в постоянное пользование земельный участок по ул. Магистральная площадью 0,628 га под производственную базу (л.д. 26, 27).
В соответствии с вышеуказанными постановлениями заявителю выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей, зарегистрированный в книге записей актов на право пользования землей за N 29265 от 23 октября 2000 года (л.д. 21-24).
На указанном земельном участке расположено административное здание с гаражом, принадлежащее заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 апреля 2007 г. (л.д. 25).
13 февраля 2008 г. заявитель обратился в муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г. Казани" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,628 га по ул. Магистральная, 35, на котором расположено административное здание, путем заключения договора купли-продажи (л.д. 8). К указанному заявлению заявитель приложил кадастровый план испрашиваемого земельного участка от 14 марта 2002 г. (л.д. 19).
Комитет земельных и имущественных отношений письмом от 02 апреля 2008 г. сообщил заявителю о целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка на правах аренды (л.д. 9).
После этого заявитель еще трижды 26 июня, 07 октября и 28 октября 2008 г. обращался в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено административное здание, принадлежащее ему на праве собственности (л.д. 11, 14, 17).
Комитет земельных и имущественных отношений также трижды ответил заявителю о целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка на правах аренды, со ссылкой на то, что им подготовлен и направлен на согласование проект постановления руководителя исполкома г Казани "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" земельного участка по ул. Магистральная", который отклонен начальником Управления архитектуры и градостроительства по причине расположения земельного участка в рекреационной зоне (л.д. 12, 13, 15, 16, 18).
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанного отказа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствие с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок приобретения в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно положениям пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом правомерно отклонен довод второго ответчика о том, что он является лишь органом уполномоченным готовить проекты постановлений о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду, оформлять договора купли-продажи или аренды во исполнение решений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
Согласно Положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 24 декабря 2005 г. N 11-5 "Об учреждении органов исполнительного комитета муниципального образования - муниципальных учреждениях исполнительного комитета" (далее - Положения о комитете), Комитет земельных и имущественных отношений является уполномоченным органом местного самоуправления, призванным решать соответствующие вопросы в земельных правоотношениях.
Согласно пункту 3.2 Положения о комитете, Комитет земельных и имущественных отношений как орган исполнительного комитета г. Казани для реализации целей своей деятельности в порядке и в пределах, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе:
- осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани и земельными участками;
- организует оценку земельных участков в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов города Казани, определяет условия договоров о проведении оценки муниципального имущества и земельных участков;
- выступает продавцом земельных участков и прав на заключение договоров аренды земли, оформляет и выдает акты установления выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности города Казани, в государственной собственности, до разграничения собственности на землю;
- готовит проекты постановлений о передаче земли в собственность и в аренду, бессрочное, безвозмездное срочное пользование, об установлении публичных сервитутов на земельные участки, заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков.
В силу указанных полномочий Комитета земельных и имущественных отношений заявления заинтересованных лиц о приобретении прав на земельные участки подаются в Комитет земельных и имущественных отношений по разработанной им же форме, суд сделал правильный вывод, что обращение общества с заявлением в Комитет земельных и имущественных отношений в соответствии со сложившимся в г. Казани порядком является равносильным обращению с таким заявлением в орган местного самоуправления.
С учетом изложенного судом в решении верно указано, что довод первого ответчика о том, что заявитель с заявлением о приобретении земельного участка в собственность к нему не обращался, является несостоятельным.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы представителя второго ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в аренду, поскольку земельный участок по заключению Управления архитектуры и градостроительства расположен в рекреационной зоне, а часть участка расположена в границах красных линий, что отражено в градостроительном заключении от 17 марта 2008 г. (л.д. 10), в связи со следующим.
Градостроительное заключение, на которое ссылается второй ответчик, подготовлено в отношении другого земельного участка, смежного с испрашиваемым, а именно площадью 1,9 га, принадлежащего на праве собственности ООО "КРСФ "Гидроспецстрой".
Суд правильно отметил, что расположение испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота,
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков,
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Судом верно указано, что положения пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность; ответчики доказательства того, что в отношении испрашиваемого земельного участка федеральным законом введен запрет на его приватизацию, либо данный участок изъят из оборота или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, не представили. Со стороны ответчиков не представлено и каких-либо доказательств, обосновывающих правомерность их предложения заявителю оформить арендные отношения на испрашиваемый земельный участок.
Довод ответчиков о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне, правомерно был отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям. Из заключения к проекту постановления руководителя исполнительного комитета г. Казани "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой" земельного участка по ул. Магистральная", следует, что отнесение территории испрашиваемого земельного участка к рекреационной зоне лишь планируется с расчетным сроком 2011-2020 годы (л.д. 13).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что отказ ответчиками заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность является необоснованным.
Довод исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о том, что вопрос о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду разрешает Комитет земельных и имущественных отношений правомерно был отклонен судом по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.
Пунктом 5 Устава муниципального образования города Казань, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казань от 17 декабря 2005 года N 3-5 (далее по тексту - Устав) предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления входят:
- представительный орган муниципального образования - Казанская городская дума,
- глава муниципального образования города Казань - мэр города Казань,
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) - исполнительный комитет города Казань,
- контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Казань.
Согласно подпункту 16 пункта 36 Устава исполнительный комитет г. Казани предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казань", утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 24 декабря 2005 г. N 11-5 (далее - Положение) Комитет земельных и имущественных отношений является органом исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и обладает статусом юридического лица.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения предметом и целью деятельности Комитета земельных и имущественных отношений является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования г. Казани - исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казань.
Следовательно, отнесение вопроса о предоставлении земельных участков в собственность к компетенции Комитета земельных и имущественных отношений, не освобождает исполнительный комитет муниципального образования города Казань, который является органом местного самоуправления, от обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность, установленной в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление общества подлежит удовлетворению в полном объеме и в отношении обоих ответчиков.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные муниципальным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в апелляционной жалобе аналогичны доводам, рассмотренным судом первой инстанции, которые основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 марта 2009 г. по делу N А65-26699/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26699/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Казанская ремонтно-строительная фирма "Гидроспецстрой", г.Казань
Ответчик: Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани, Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань