Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 11 августа 2010 г. по делу N А55-31279/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 7 июня 2011 г. N А55-31279/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А55-31279/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Возрождение Горлпетролеум", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий и об обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Управление Роснедвижимости по Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Возрождение Горлпетролеум" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменений предмета требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий Министерства, выраженных в непредставлении в месячный срок в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приказа о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0214 001:5, площадью 4273,30 кв.м, находящегося по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, 43 "А", подготовки и направления проекта договора купли - продажи земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0214001:5, площадью 4273,30 кв.м, находящегося по указанному адресу, заявителю, что привело к увеличению выкупной цены указанного земельного участка с 4405989 руб. 38 коп. до 8185577 руб. 94 коп., и просило обязать Министерство направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 4405989 руб.38 коп. для подписания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий Министерства, выразившихся в непринятии в сроки, установленные статьей 36 ЗК РФ, соответствующего решения по заявлению Общества от 05.11.2008 (регистрационный номер 12-1/4050/08) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0214 001:5, площадью 4273,30 кв.м, расположенного по адресу: Демократическая 43 "А" г. Самара, в остальной части требований отказано.
В части требований об обязании Министерства направить в адрес заявителя проект договора купли- продажи испрашиваемого земельного участка по цене 4405989 руб. 38 коп. для подписания заявителем судом отказано, так как способ восстановления нарушенного права Общества заявлен с нарушением действующего законодательства.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, в удовлетворении требований отказать.
Проверив законность судебные актов в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 05.11.2008 заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул.Демократическая 43 "А", под газо-бензиновый комплекс с сервисным обслуживанием автомобилей N 1, расположенного на нем, с приложением документов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и кадастрового паспорта земельного участка.
Указанное заявление и приложенный к нему пакет документов был получен Министерством, что подтверждается имеющейся в деле распиской Министерства, однако последним соответствующее решение в сроки, установленные законодательством, не принято.
Заявитель 07.04.2009 направил в адрес Министерства уточненное заявление, в котором уточнил цель использования земельного участка - под автомобильный заправочный комплекс N 1, как это отражено в свидетельстве о государственной регистрации права от 11.02.2008.
После этого, 23.04.2009 Министерство издало приказ N 577, в соответствии с которым заявителю было предложено внести ряд изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка и представить измененный кадастровый паспорт земельного участка для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Заявителем замечания были устранены и 29.06.2009 Обществом в Министерство были сданы 3 экземпляра кадастровых паспортов с учетом изменений.
3 августа 2009 г. заявителю нарочно был вручен проект договора купли-продажи, в котором расчет цены выкупа земельного участка определен на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Не согласившись с выкупаемой ценой земельного участка, указанной в договоре - в сумме 8185577 руб. 94 коп., заявитель 05.08.2009 направил в адрес Министерства письмо N 164, в котором просил Министерство осуществить перерасчет выкупной цены в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254, указать стоимость в размере 4405989 руб. 36 коп., поскольку Общество с заявлением о выкупе обратилось в Министерство 05.11.2008. При этом указало в письме, что Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", вступившее в законную силу с 23.12.2008 в настоящем случае не может быть применено.
Министерство, в ответ на указанное письмо 14.09.2009 направило в адрес заявителя ответ N 12-1/44050/08, указав, что выкупная цена земельного участка должна определяться сторонами в момент заключения договора купли-продажи в соответствии с пунктом 1 статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Основания для применения цены выкупаемого земельного участка путем ее расчета в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 отсутствуют, в связи с чем, Министерство вновь направило в адрес заявителя расчет цены и проект договора купли-продажи для подписания.
При принятии судебных актов суды исходили из того, что Министерством не было принято решение по заявлению Общества от 05.11.2008 в сроки, установленные статьей 36 ЗК РФ. В связи с чем, заявитель вынужден был направить 07.04.2009 дополнительное (уточненное) заявление. При принятии решения о предоставлении земельного участка Обществу в собственность Министерству необходимо было рассматривать заявление, поданное 05.11.2008, поскольку Общество, направив 07.04.2009 заявление, не просило о выкупе земельного участка, а продублировало ранее поданное 05.11.2008 заявление, лишь уточнив вид разрешенного использования.
В части требований об обязании Министерства направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене 4405989 руб. 38 коп. для подписания заявителем суд отказал, поскольку способ восстановления нарушенного права общества заявлен с нарушением действующего законодательства.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций основанными на неполном исследовании обстоятельств дела.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апелляционный суд, опровергая довод Министерства, указал, что процессуальный срок Обществом не пропущен, поскольку о нарушении своего права Общество узнало с момента получения письма Министерства от 14.09.2009 N 12-4050/08.
Однако в данном письме речь идет о рассмотрении обращения Общества от 11.08.2009 N 14/12142 по вопросу изменения выкупной цены земельного участка.
Министерство в кассационной жалобе указывает, что после получения пакета документов от 05.11.2008, им были сделаны соответствующие запросы о предоставлении необходимой информации в целях устранения недостатков и данные действия Обществом не были обжалованы.
В этой связи довод Министерства о пропуске Обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока подлежит проверке.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Оспариваемые судебные акты не содержат выводов о возложении на Министерство каких-либо обязанностей по совершению определенных действий.
Данное обстоятельство подлежит устранению при новом рассмотрении дела.
Довод Министерства о то, что права и законные интересы Общества не нарушены, поскольку издан приказ о предоставлении в собственность земельного участка, подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ судебная коллегия проверяет законность судебных актов по имеющимся в материалах дела доказательствам и не вправе принимать новые доводы, доказательства и давать им оценку.
При таких обстоятельствах и с учетом требований части 2 статьи 287 АПК РФ судебная коллегия находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду рассмотреть с учетом изложенного.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А55-31279/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А55-31279/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании