Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 ноября 2010 г. по делу N А12-10148/2009
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 17 марта 2010 г. N А12-10148/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройлюкс", г. Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А12-10148/2009,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройлюкс", г. Волгоград, к администрации г. Волгограда, г. Волгоград, главе Волгограда Гребенникову Роману Георгиевичу, г. Волгоград, заместителю главы Волгограда Кузьмичеву Александру Викторовичу, г. Волгоград, с участием заинтересованных лиц: Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда, г. Волгоград, о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройлюкс" (далее - заявитель, ООО "Стройлюкс") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации г. Волгограда (далее по тексту - Администрация), главе Волгограда Гребенникову Роману Георгиевичу, заместителю главы Волгограда Кузьмичеву Александру Викторовичу с заявлением:
- о признании недействительным постановления главы Волгограда от 30.01.2008 года N 112 "О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 20.12.2008 N 3426 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде";
- о признании недействительным постановления главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 в части пункта 1.1 об отмене постановления администрации г. Волгограда от 28.02.2006 N 474 "О предварительном согласовании места размещения 20-этажного административного здания ООО "Стройлюкс";
- о признании недействительным постановления главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО "Стройлюкс";
- об обязании администрации г. Волгограда вынести решение о предоставлении ООО "Стройлюкс" земельного участка с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0118, площадью 613 кв.м, в аренду для строительства 20-этажного административного здания по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 157а, в Дзержинском районе г. Волгограда.
В связи с отказом заявителя от требований в части признания недействительным постановления главы Волгограда от 30.01.2008 года N 112 "О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 20.12.2006 года N 3426 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде" арбитражный суд первой инстанции определением от 02.07.2009 на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части прекратил.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 требования ООО "Стройлюкс" удовлетворены, признаны недействительными как несоответствующие статьям 28, 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 24, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- постановление главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 "Об отмене постановлений администрации Волгограда" (в части пункта 1.1);
- постановление главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО "Стройлюкс".
Также суд первой инстанции обязал администрацию Волгограда предоставить ООО "Стройлюкс" в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0118, площадью 613 кв.м, по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 157а, в Дзержинском районе г. Волгограда, согласно акту о его выборе, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 28.02.2006 N 474 о предварительном согласовании места размещения объекта.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым отказано заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными постановления главы Волгограда от 20.03.2008 года N 597 "Об отмене постановлений администрации Волгограда" и постановления главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО "Стройлюкс", об обязании администрации Волгограда предоставить заявителю в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0118, площадью 613 кв.м, по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 157а, в Дзержинском районе г. Волгограда, согласно акту о его выборе, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 28.02.2006 N 474 о предварительном согласовании места размещения объекта.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2010 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 в части удовлетворения заявленных требований отменено. По делу в указанной части принят новый судебный акт, которым заявителю отказано в удовлетворении требований о признании недействительными постановления главы Волгограда от 20.03.2008 года N 597 "Об отмене постановлений администрации Волгограда" и постановления главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО "Стройлюкс", об обязании администрации Волгограда предоставить заявителю в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0118, площадью 613 кв.м, по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 157а, в Дзержинском районе г. Волгограда, согласно акту о его выборе, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 28.02.2006 N 474 о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 по делу N А12-10148/2009 в части возврата государственной пошлины изменено, ООО "Стройлюкс" возвращена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная в доход федерального бюджета Российской Федерации по платежному поручению от 21.05.2009 N 6 за рассмотрение иска судом первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Стройлюкс" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции от 02.07.2010 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 21.07.2009.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального срока Российской Федерации в судебном заседании от 25.10.2010 судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 01.11.2010, после которого судебное заседание продолжено.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает постановление суда апелляционной инстанции законным и не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.02.2006 постановлением администрации г. Волгограда N 474 ООО "Стройлюкс" предварительно согласовано место размещения 20-этажного административного здания на земельном участке, площадью 613 кв.м (учетный N 3-115-134), расположенном по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова между жилыми домами N 157 и N 161 в Дзержинском районе г. Волгограда, и утвержден акт выбора участка от 01.02.2006 N АВ-06-445.
Данный земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 34:34:03 00 69:0118, что подтверждается кадастровым планом от 19.03.2007 N 2-34-04/07-319. Испрашиваемому земельному участку присвоен почтовый адрес: проспект имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 157а, что подтверждается справкой МУ "Городской информационный центр" от 28.03.2007.
После получения санитарно-эпидемиологического заключения 34.12.01.000.Т.000944.12.08 от 25.12.2008, согласно которому использование вышеназванного земельного участка соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, ООО "Стройлюкс" обратилось в комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда с заявлением без даты и номера (вх. N 5549 от 24.02.2009) о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка для строительства.
Постановлением главы г. Волгограда от 13.03.2009 N 557 заявителю было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в связи с принятием постановления главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 "Об отмене постановлений администрации Волгограда".
Полагая, что постановление главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 "Об отмене постановлений администрации Волгограда" и постановление главы Волгограда от 13.03.2009 N 557 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-134) для строительства объекта ООО "Стройлюкс" не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, ООО "Стройлюкс" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для строительства должен обеспечиваться на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
На момент предварительного согласования места размещения объекта действовали регламенты использования территорий в зонах особой градостроительной значимости, утвержденные постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 28.04.1999 N 56/636, которыми обязаны руководствоваться администрация Волгограда и контрольно-надзорные органы при размещении объектов на территории Волгограда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов от 28 апреля 1999 г. N 56/635
Пунктом 3.25 вышеназванного регламента был определен вид разрешенного использования согласованного земельного участка, в соответствии с которым на данном земельном участке допускается размещение только магистральных инженерных сетей, мелких объектов торгово-бытового обслуживания, а также озеленение территорий общего пользования.
Ссылка на указанные схемы зон особой градостроительной значимости содержится в градостроительном заключении, на основании которого производились процедуры, необходимые для предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, согласование возможности строительства на данном земельном участке 20-этажного административного здания противоречит градостроительной документации о застройке указанной территории.
Судом установлено, что постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", опубликованным в газете "Городские вести" от 24.06.2004, была утверждена Схема красных линий в Волгограде, в том числе, с учетом реализованного проекта застройки микрорайона N 119 в Дзержинском районе г. Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 20.12.2006 N 3426 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде" были откорректированы границы квартала красных линий N 03_07_016, спорный земельный участок был включен в границы квартала, подлежащего застройке.
Однако постановление администрации Волгограда от 20.12.2006 N 3426 "Об утверждении Перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде" в установленном порядке опубликовано не было.
Постановлением администрации Волгограда от 30.01.2008 N 112 "О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 20.12.2006 N 3426 "Об утверждении Перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде" из перечня кварталов красных линий, границы которых откорректированы, исключена строка N 60, то есть границы квартала N 03_07_016 приведены в соответствие с границами, установленными постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777, согласно которому испрашиваемый земельный участок находился на землях общего пользования.
В связи с вышеизложенным, на момент согласования места размещения 20-этажного административного здания действующим нормативным правовым актом являлось надлежащим образом опубликованное постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования.
В силу пункта 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные лини обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что при принятии постановления администрации Волгограда от 28.02.2006 N 474 "О предварительном согласовании места размещения 20-этажного административного здания ООО "Стройлюкс" требования вышеназванных нормативных правовых актов не были соблюдены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 2.6. Положения о предоставлении земельных участков для строительства орган местного самоуправления во исполнение положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме опроса населения, обязан обеспечить публикацию перечня земельных участков, предоставление которых возможно для строительства.
Однако доказательств, подтверждающих факт публикации в средствах массовой информации такого перечня земельных участков, в материалах дела не имеется.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что ранее предварительно согласованный ООО "Стройлюкс" земельный участок не предназначен для строительства капитальных объектов недвижимости и в нарушение пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации его выбор не соответствовал условиям использования этой территории, в связи с этим у администрации Волгограда имелись основания в пределах полномочий, предоставленных статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", для принятия оспариваемых постановлений.
При вынесении постановления от 20.03.2008 N 597 глава Волгограда руководствовался постановлением от 30.01.2008 N 112 "О внесении изменений в постановление главы г. Волгограда от 20.12.2006 N 3426 "Об утверждении Перечня кварталов красных линий г. Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в г. Волгограде", которое в свою очередь принято в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с Генеральным планом г. Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 29.07.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда".
В соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проектов изменения красных линий органами местного самоуправления должны учитываться уже сформированные земельные участки.
Как следует из кадастрового плана от 19.03.2007, испрашиваемый земельный участок из земель населенных пунктов имеет разрешенное использование: для строительства 20-этажного административного здания.
Проектирование новых и реконструкция существующих городских поселений осуществляется в соответствии с положениями строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, которые включают основные требования к их планировке и застройке.
Согласно указанным СНиП ширина магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения в красных линиях определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений для защиты существующих жилых домов от вредного воздействия автомобильного транспорта и др.) и принимается 40-80 метров с числом полос движения 4-8, шириной каждой полосы 3,75 метров, при этом крайняя полоса предусматривается шириной 4 метра и шириной пешеходной части тротуара по обе стороны 4,5 метра.
Кроме того, для обеспечения непрерывности движения вдоль улицы и подъезда к существующим зданиям и сооружениям необходимо предусмотреть местные проезды шириной не менее 6 метров, которые также являются элементами улиц и должны заканчиваться площадками с островками, диаметром не менее 16 метров для разворота автомобилей.
Учитывая, что Генеральным планом Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 29.07.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда", имеющим большую юридическую силу, чем вышеназванный кадастровый план земельного участка, проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова присвоен статус магистральной дороги общегородского значения непрерывного движения, возникла необходимость корректировки красных линий, вследствие чего спорный земельный участок располагается за красными линиями застройки, то есть на землях общего пользования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Решение Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 г. N 47/1112
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правомерным выводы суда апелляционной инстанции о том, что со стороны органов местного самоуправления при изменении границ красных линий нарушений требований действующего градостроительного законодательства не допущено, а землеустроительная документация (кадастровый план земельного участка от 19.03.2007), находящаяся в противоречии с Генеральным планом Волгограда от 29.07.2007, при выделении соответствующего земельного участка применению не подлежит, кроме того, совершение заявителем действий по получению разрешительной документации не является безусловным основанием для предоставления ему земельного участка для целей строительства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В результате анализа материалов дела, характера заявленных требований судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судом не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ООО "Стройлюкс" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А12-10148/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройлюкс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А12-10148/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании