Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 27 сентября 2010 г. по делу N А55-12247/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Саратов,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А55-12247/2009,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Саратов, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, о признании незаконным предписания от 15.05.2009 N 18, третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Шигонского района Самарской области,
установил:
открытое акционерное общество "МРСК Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) от 15.05.2009 N 18 об устранении нарушения лесного законодательства.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ОАО "МРСК Волги" заявило об отказе от заявленных требований в части признания незаконным предписания Управления государственного лесного контроля и надзора департамента лесного хозяйства Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 15.05.2009 N 18, выразившегося в неприведении в соответствие с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередач ВЛ 10 кВ.
Суд принял отказ от заявленных требований в указанной части, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Шигонского района Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2010 заявление удовлетворено частично: принят отказ заявителя в части признания незаконным предписания Управления государственного лесного контроля и надзора департамента лесного хозяйства Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 15.05.2009 N 18, выразившегося в неприведении в соответствие с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередач ВЛ-10 кВ и производство по делу в указанной части прекращено; признано незаконным предписание Управления государственного лесного контроля и надзора департамента лесного хозяйства Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 15.05.2009 N 18 в части обязания устранить нарушение, указанное в пункте 1 предписания от 11.12.2008 N 70, а именно: привести в соответствие с лесным законодательством использование участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2010 в обжалуемой части отменено. В удовлетворении заявления ОАО "МРСК Волги" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Волги" просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2010 оставить в силе.
В кассационной жалобе заявитель указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Управлением государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного хозяйства Самарской области проведена проверка соблюдения ОАО "МРСК Волги" лесного законодательства, по результатам которой составлен акт от 15.05.2009 и вынесено предписание от 15.05.2009 N 18, в соответствии с которым Обществу предписано в срок до 15.07.2009 устранить нарушение, выразившееся в неприведении в соответствие с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ согласно статьям 9, 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Основанием выдачи данного предписания послужил акт проверки от 15.05.2009, составленный по итогам внеплановой проверки выполнения заявителем предписания от 11.12.2008 N 70, выданный на основании актов проверки соблюдения лесного законодательства от 11.12.2008 N 110-113.
В соответствии с пунктом 1 предписания Департамента лесного хозяйства Самарской области от 11.12.2008 N 70 директору филиала ОАО "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети Жигулевского производственного отделения было предписано привести в соответствие с лесным законодательством использование участков лесного фонда в частности для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ согласно статьям 9, 21, 45 ЛК РФ в срок до 01.05.2009 года в связи с допущением обществом нарушений указанных статей ЛК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 9, 21, 45 ЛК РФ, согласился с доводами заявителя и удовлетворил его требования.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в обжалуемой части и отказал в удовлетворении заявленных требований, указав при этом, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает законных интересов и прав ОАО "МРСК Волги".
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, нормы которой предусматривают проверку судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и установление их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт или решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установление того, нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворение заявления возможно только при установлении судом наличия одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.
При рассмотрении заявления Общества суды исходили из того, что Управление вправе проводить проверки соблюдения лесного законодательства и составлять акты, а также выносить предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора" приказом Министерства природных ресурсов от 30.08.2007 N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, в том числе форма предписания.
В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом предписании от 15.05.2009 N 18 указаны адреса и площади участков лесного фонда, используемые заявителем, перечислены нарушенные нормы ЛК РФ, из существа нарушения, допущенного Обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм ЛК РФ, указанных в оспариваемом предписании.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами статей 9, 25, 45, 74 ЛК РФ сделал правомерный вывод, что эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов, а доказательств того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на размещение линий электропередачи на участках лесного фонда и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, заявитель заключил с муниципальным образованием - муниципальный район Шигонский - договоры аренды земельных участков под всеми своими воздушными линиями напряжением 35 кВ, расположенными на территории Шигонского района: договор аренды земельных участка от 04.06.2008 N 12, договор аренды земельного участка от 04.06.2008 N 13, договор аренды земельного участка от 19.11.2008 N 31. По истечении срока действия указанных договоров заключены аналогичные договоры аренды на 10 лет, а именно: договор аренды от 04.05.2009 N 13, от 26.05.2009 N 22, от 26.05.2009 N 23. По вышеуказанным договорам в аренду переданы земельные участки под воздушными линиями электропередачи напряжением 35 кВ заявителя на территории Шигонского района.
Однако у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линии электропередачи. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 ЛК РФ.
То обстоятельство, что земельные участки под опорами линий электропередачи напряжением 35 кВ в Шигонском районе поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые ОАО "МРСК Волги" линии электропередачи находятся на территории Шигонского лесничества, что подтверждается лесоустроительной документацией, свидетельством и другими документами, представленными в материалы дела, и заявителем не оспаривается. Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Правила деления размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
Пунктом 2 указанных правил установлено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, пунктами 3-4 предусмотрен порядок определения минимального размера земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи.
В силу пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в таких зонах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов сетевого хозяйства в охранных зонах осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Из данных Правил следует, что для установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Таким образом, заявителем в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
Для указанных целей предоставление лесных участков законодательство не предусматривает.
Вместе с тем пункт 2.1 статьи 45 ЛК РФ требует оформления прав на использование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены линии электропередачи, в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса, от граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
То обстоятельство, что права ОАО "МРСК Волги" на земельные участки, занятые линиями электропередач, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, являются законными, основанными на нормах действующего законодательства и не противоречащими материалам дела.
Основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Остальные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А55-12247/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2010 г. по делу N А55-12247/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании