Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 ноября 2010 г. по делу N А12-5544/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2010 по делу N А12-5544/2010,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права собственности,
по встречному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к открытому акционерному обществу "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" о признании права собственности, с участием третьих лиц: администрации Волгоградской области, администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Управления по недропользованию по Волгоградской области,
установил:
открытое акционерное общество "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" (далее - истец, ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ответчик, Управление) о признании права собственности на скважину N 5 Николаевская, расположенную в Волгоградской области в Николаевском районе, город Николаевск, в 6,4 км по направлению на северо-восток от здания Николаевского почтамта, глубина 5165 м, год ввода в эксплуатацию - 1982, инвентарный номер 236:001021, кадастровый номер земельного участка 34:18:140601:8.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области предъявило встречный иск к ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" о признании права собственности Российской Федерации на вышеназванное имущество.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации Волгоградской области, администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, Управления по недропользованию по Волгоградской области.
Ответчик до судебного разбирательства заявил ходатайство, в котором отказался от встречного иска в полном объеме, просит производство по делу в названной части прекратить.
Суд первой инстанции на основании части 2 статьи 49 и пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял отказ от иска и прекратил производство по делу в указанной части.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2010 иск удовлетворен, признано право собственности ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" на скважину N 5 Николаевская, расположенную в Волгоградской области в Николаевском районе, город Николаевск, в 6,4 км по направлению на северо-восток от здания Николаевского почтамта, глубина 5165 м, год ввода в эксплуатацию - 1982, инвентарный номер 236:001021, кадастровый номер земельного участка 34:18:140601:8, производство по встречному иску прекращено. С Управления в пользу ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" взысканы расходы по государственной пошлине в размере 4000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представители истца. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представителем истца до рассмотрения кассационной жалобы заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ввиду реорганизации открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Российская инновационная топливно-энергетическая компания", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.11.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство, произвести замену открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" на открытое акционерное общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 22.11.2010 до 8 часов 50 минут.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорное имущество находится на балансе истца, построено в 1982 году государственным производственным объединением "Нижневолжскнефть".
Решением Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 N 292 "О преобразовании государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" в акционерное общество открытого типа "Нижневолжскнефть" был утвержден план приватизации государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть", утвержден акт оценки стоимости имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" по состоянию на 01.06.1992.
Из материалов дела усматривается, что истец является правопреемником прав и обязанностей акционерного общества открытого типа "Нижневолжскнефть" по спорным правоотношения.
В соответствии с пунктом 5 названного решения Комитета по управлению имуществом Волгоградской области в виде вклада в уставный капитал образованного акционерного общества "Нижневолжскнефть" было внесено имущество государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" на сумму 1344717 тыс.руб.
В акте оценки стоимости имущества (приложение N 1 к плану приватизации) пообъектный перечень государственного имущества, внесенного в уставный капитал образованного акционерного общества отсутствует. В акте оценки стоимости имущества среди сооружений названы скважины с указанием первоначальной (балансовой) стоимости, фактического физического износа, остаточной стоимости.
Спорное имущество не относится к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежавшим приватизации, и не вошло в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1448-р.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что спорное имущество подлежало передаче в уставный капитал акционерного общества открытого типа "Нижневолжскнефть" при приватизации имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть".
Спорное имущество находится во владении истца, он уплачивает соответствующие налоги. Земельным участком под спорным имуществом истец владеет на праве аренды по договору от 20.11.2009 N 1246/09W1036, заключенному с администрацией Николаевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно статье 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация осуществляется способами, предусмотренными законодательством, в том числе путем преобразования государственного предприятия (объединения) в акционерное общество.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, при приобретении права собственности на недвижимое имущество реорганизации юридического лица (абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 в приложениях к плану приватизации, являющихся его неотъемлемой частью, указывается перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, и иных объектов, не подлежащих приватизации либо для которых установлен иной режим приватизации, передаваемых акционерному обществу по договору.
В соответствии с пунктом 7 решения Комитета по управлению имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 N 292 "О преобразовании государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" в акционерное общество открытого типа "Нижневолжскнефть" утвержден пообъектный перечень государственного имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть", для которого действующим законодательством предусмотрены ограничения и установлен особый режим приватизации и которое передано по договору на баланс образованного акционерного общества.
При этом спорное имущество в названном перечне государственного имущества государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть" не указано.
Данные учета основных средств (инвентарные карточки), акты на передачу скважин из бурения в эксплуатацию свидетельствуют о том, что спорное имущество вошло в состав приватизированного имущества, что не оспаривается ответчиком.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2.1.43 которой среди объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, названы предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
В ссылке к пункту 2.1.43 Методических рекомендаций по применению основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 22.07.1994 N АЧ-6535, уточнено, что указанные скважины не включаются в состав имущества приватизируемого предприятия, не учитываются при определении размеров его уставного капитала и подлежат продаже предприятиям-лицензиатам в порядке, установленном Госкомимуществом России совместно с Роскомнедрами и Минтопэнерго России.
Согласно Положению о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, зарегистрированного в Минюсте России 25.09.1995 N 953, скважины глубокого бурения на нефть и газ, пробуренные и законченные строительством за счет средств федерального бюджета и числящиеся на балансе государственных геологических предприятий, реализуются горнодобывающим или иным организациям исходя из положений названного нормативного правового акта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения пункта 2.1.43 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, относятся к скважинам глубокого бурения предприятий и организаций геологической службы, выполняющих региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана.
Кроме того, положения Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, не могли быть нарушены истцом, поскольку Устав АООТ "Нижневолжскнефть" зарегистрирован постановлением администрации Центрального района г. Волгограда от 25.12.1991 N 5, то есть до издания данного Указа.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении данного дела не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 48, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" на открытое акционерное общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания".
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2010 по делу N А12-5544/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2010 г. по делу N А12-5544/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании