Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 февраля 2011 г. по делу N А55-3844/2010
(извлечение)
См. также Постановление ФАС ПО от 8 декабря 2011 г. N А55-3844/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Векторстройпроект", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А55-3844/2010,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Векторстройпроект" к Министерству культуры и молодежной политики Самарской области, г. Самара, о понуждении заключить договор, с участием третьего лица: Главного управления организации торгов Самарской области, г. Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Векторстройпроект" (далее - ООО "Векторстройпроект", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением об обязании Министерства культуры и молодежной политики Самарской области (далее - Министерство, ответчик) в течение 10 дней с момента вынесения решения судом заключить с ООО "Векторстройпроект" государственный контракт на разработку проектно-сметной документации по объекту "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс" в редакции, соответствующей условиям конкурса, с включением в него условий исполнения, предложенных истцом в заявке на участие в конкурсе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление организации торгов Самарской области (далее - Главное управление).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010, Обществу в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Векторстройпроект" просит отменить названные решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, считая, что суды неправильно истолковали и применили нормы материального права. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Главное управление надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 40 минут 08.02.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 21.12.2007 Главным управлением было объявлено о проведении открытого конкурса по определению подрядных организаций для выполнения работ для Министерства по лоту N 2 - Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс".
Заказчиком конкурса выступило Министерство, организатором конкурса - Главное управление.
На конкурс были поданы заявки от общества с ограниченной ответственностью "Русич" (далее - ООО "Русич"), государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет" (далее - Университет) и ООО " Векторстройпроект".
Университет сразу же не был допущен конкурсной комиссией к участию в конкурсе, так как им не были внесены денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
На стадии рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа ООО "Векторстройпроект", что зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 07.05.2008.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2009 по делу N А55-12232/2008, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2009, конкурсная комиссия была обязана допустить ООО "Векторстройпроект" к участию в конкурсе и завершить процедуру размещения заказа.
Исполняя решение суда, 28.04.2009 конкурсная комиссия при пересмотре конкурса, кроме ООО "Векторстройпроект", допустила к участию в конкурсе ООО "Русич".
30.04.2009 конкурсная комиссия признала ООО "Русич" победителем конкурса.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области) от 14.05.2009 по делу N 127-5102-09/4 в действиях конкурсной комиссии выявлено нарушение части 10 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), то есть нарушение требований к содержанию протокола от 30.04.2009 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
29.05.2009 конкурсная комиссия, выполняя предписание УФАС по Самарской области, не отменив протокол от 30.04.2009, вынесла новый протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, согласно которому ООО "Русич" признано победителем конкурса.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 по делу N А55-9078/2009 действия конкурсной комиссии о допуске ООО "Русич" к участию в конкурсе признаны незаконными. Пункты 2, 4 Протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 конкурсной комиссии в части допуска к участию в конкурсе ООО "Русич", г. Самара признаны недействительными. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 30.04.2009 конкурсной комиссии признан недействительным. Дополнительным решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 29.05.2009 конкурсной комиссии также признан недействительным.
Считая, что процедура размещения заказа по лоту N 2 была завершена, ООО "Векторстройпроект" по лоту N 2 является единственным участником конкурса и в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона N 94-ФЗ ответчик обязан с ООО "Векторстройпроект" заключить государственный контракт, прилагаемый к конкурсной документации, который содержал бы условия его исполнения, предложенные ООО "Векторстройпроект" в заявке на участие в конкурсе, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая Обществу в иске, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что для заключения контракта в случае, когда конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, в обязательном порядке необходимо соблюдение требований части 5 статьи 27 Закона N 94-ФЗ, в том числе необходимо наличие оформленного протокола. Однако, по мнению судов предыдущих инстанций, судебные акты по делу N А55-9078/2009 не содержат выводов об обязательстве по приведению протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства, завершению процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2. Также суды посчитали, что в настоящее время у Министерства отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на выполнение работ по проекту "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс", поскольку постановлением Правительства Самарской области от 11.09.2007 N 169 "Об утверждении мероприятий по сохранению объектов культурного наследия и укреплению материально-технической базы учреждений культуры и молодежной политики Самарской области на 2008-2010 года" финансирование мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс" в 2010 году не предусмотрено.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанные нормы права означают обязанность по исполнению вопросов, разрешенных судом, необходимость считаться с судебными актами и не подвергать их сомнению при рассмотрении вопросов, связанных с теми вопросами, по которым суд принял свое решение, касаются всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, а также должностных и других лиц, преследуют цель обеспечения стабильности и определенности административных и иных публичных правоотношений.
Обязанность исполнения вступившего в законную силу решения суда на ответчика возложена законом и она не зависит от чьей-либо воли.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, несмотря на указанные требования закона, Арбитражный суд Самарской области в резолютивных частях решения от 17.07.2009 и дополнительного решения от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 не указал на обязанность ответчика, чье бездействие судом признано незаконным, совершить те или иные действия, направленные на устранение допущенных нарушений. Тем не менее, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Главное управление может не исполнять вступившие в законную силу судебные акты.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2011 по делу N А55-6059/2010 признано незаконным бездействие Главного управления, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009, дополнительного решения от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009, в неприведении протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства, в незавершении процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2 - разработка проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс", в неразмещении информации о результатах размещения заказа на официальном сайте ответчика. Этим же постановлением на Главное управление возложена обязанность исполнить решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и дополнительное решение от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 путем приведения протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства и завершения процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2, разместив результаты размещения заказа на своем официальном сайте.
Также суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам истца о том, что из постановления Правительства Самарской области от 11.09.2007 N 169 следует, что объект по лоту N 2 имеется в списке, он не исключен из мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, а согласно реестру действующих расходных обязательств ответчика на 2009-2011 годы у ответчика по лоту N 2 имеются действующие расходные обязательства. Суды не оценили и довод истца о том, что изменения в постановление Правительства Самарской области от 11.09.2007 N 169 были внесены постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2009 N 515, то есть после завершения процедуры размещения заказа (после проведения конкурса).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 13.07.2010 и постановление апелляционного суда от 28.10.2010 по настоящему делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные нарушения, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; дать надлежащую оценку доводам сторон и представленным ими доказательствам в их совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ; принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А55-3844/2010 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, несмотря на указанные требования закона, Арбитражный суд Самарской области в резолютивных частях решения от 17.07.2009 и дополнительного решения от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 не указал на обязанность ответчика, чье бездействие судом признано незаконным, совершить те или иные действия, направленные на устранение допущенных нарушений. Тем не менее, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Главное управление может не исполнять вступившие в законную силу судебные акты.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2011 по делу N А55-6059/2010 признано незаконным бездействие Главного управления, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009, дополнительного решения от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009, в неприведении протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства, в незавершении процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2 - разработка проектно-сметной документации по объекту: "Проектирование и реставрация памятника истории и культуры "Усадьба Орловых-Давыдовых" (комплекс) в селе Усолье муниципального района Шигонский для приспособления под музейный полифункциональный комплекс", в неразмещении информации о результатах размещения заказа на официальном сайте ответчика. Этим же постановлением на Главное управление возложена обязанность исполнить решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и дополнительное решение от 21.10.2009 по делу N А55-9078/2009 путем приведения протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28.04.2009 с единственным участником конкурса ООО "Векторстройпроект" в соответствие с требованиями действующего законодательства и завершения процедуры размещения заказа для Министерства по лоту N 2, разместив результаты размещения заказа на своем официальном сайте.
Также суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам истца о том, что из постановления Правительства Самарской области от 11.09.2007 N 169 следует, что объект по лоту N 2 имеется в списке, он не исключен из мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, а согласно реестру действующих расходных обязательств ответчика на 2009-2011 годы у ответчика по лоту N 2 имеются действующие расходные обязательства. Суды не оценили и довод истца о том, что изменения в постановление Правительства Самарской области от 11.09.2007 N 169 были внесены постановлением Правительства Самарской области от 06.10.2009 N 515, то есть после завершения процедуры размещения заказа (после проведения конкурса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А55-3844/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании