Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Сабирова М.М., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Абдулова Р.Т. (доверенность от 04.06.2012),
ответчика - Соколовой Т.В. (доверенность от 11.03.2012 N 01-03-22/2537),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Судоходное агентство "Хорп-Шиппинг", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2011 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.) по делу N А06-5965/2011,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Судоходное агентство "Хорп-Шиппинг", г. Астрахань (ОГРН 1063023000138, ИНН 3018311299) о признании незаконным требования Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, г. Астрахань, от 12.08.2011 N 91,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Судоходное агентство "Хорп-Шиппинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным требования Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Таможенный орган) от 12.08.2011 N 91 об уплате таможенных платежей.
Заявление мотивировано следующими обстоятельствами: положенный в основание оспариваемого требования акт не может служить доказательством несоблюдения Обществом таможенной процедуры переработки товара, административное расследование на момент вынесения требования не завершено, Обществом не осуществлялась передача товара лицу, которому не выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, или лицу, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов.
Таможенный орган в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований Общества, поскольку Обществом допущено нарушение таможенного законодательства, ремонт товара, помещенного под режим переработки, осуществлен не лицом, указанным в соответствующем разрешении Таможенного органа, что влечет уплату Обществом таможенных платежей, привлечение виновного лица к уголовной или административной ответственности не препятствует направлению требования об уплате платежей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2011 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: ремонтные работы на теплоходе выполнялись лицом, не указанным в соответствующем разрешении на переработку товаров, Обществом нарушены условия переработки товаров на таможенной территории, обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на декларанта, Общество является декларантом теплохода.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 решение суда первой инстанции от 26.12.2011 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление Общества.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Общество ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Судебными инстанциями не учтено, что имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, установившее отсутствие инкриминируемого Обществу нарушения, Таможенным органом не доказано наличие у Общества обязанности по уплате таможенных платежей.
Таможенный орган в отзыве на кассационную жалобу просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, поскольку Обществом допущено нарушение норм таможенного законодательства, Обществом не предприняты достаточные меры для соблюдения таможенного законодательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Обратил внимание об отсутствии вины Общества в допущенном нарушении, поскольку у Общества отсутствовала информация о поручении выполнения части работ лицу, не указанному в соответствующем разрешении.
Представитель Таможенного органа в судебном заседании просила оставить обжалованные судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу. Указала на доказанность нарушения Обществом установленных правил, что Обществом не оспаривается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданной Обществом кассационной жалобы, отзыва Таможенного органа на кассационную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Таможенным органом проведена внеплановая выездная таможенная проверка Общества на предмет соблюдения условий совершения операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру "переработка на таможенной территории" по ДТ N 10311020/281010/0005160 в соответствии с разрешением на переработку товаров на таможенной территории N 10311000/27100/52/21.
По результатам проверки Таможенным органом составлен акт выездной проверки от 08.07.2011 N 10311000/080711/В0023.
На основании указанного акта проверки Таможенным органом в адрес Общества выставлено требование об уплате таможенных платежей от 12.08.2011 N 91, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность по уплате таможенных платежей/пеней/процентов в общей сумме 7204869 руб. 63 коп., в том числе: ввозная таможенная пошлина - 1400007 руб. 65 коп., пени с 20.10.2010 по 12.08.2011 - 107287 руб. 25 коп., НДС - 5292028 руб. 91 коп., пени - с 29.10.2010 по 12.08.2011 - 405545 руб. 82 коп.).
Несогласие с указанным требованием Таможенного органа послужило основанием для обращения Общества в суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, судебные инстанции исходили из следующего.
Обществом в рамках разрешения на переработку товаров на таможенной территории помещен под таможенный режим переработки на таможенной территории сухогрузный самоходный теплоход "Арман" (класс судна "KM*L4 R-2RSN, номер ИМО 8861682, регистрационный N 845865, длина 83,10 м, ширина 12,00 м, высота борта 3,5 м, валовая вместимость 1805 р.т., чистая вместимость 639 р.т., дедвейт 2067 т, ДВС - 2 шт., мощностью 1030 кВт, позывной сигнал UBBG9, порт приписки - г. Астрахань, год постройки 1985, место постройки Россия), прибывший из Маршалловых островов.
В соответствии с пунктом 12 разрешения на переработку товаров на таможенной территории, выданному Обществу, в разрешение в качестве организаций-переработчиков включены индивидуальный предприниматель Агеева Т.М. и общество с ограниченной ответственностью "Волго-Дон Сервис" (далее - ООО "Волго-Дон Сервис").
Ремонт теплоходы "Арман" осуществлялись в соответствии с договором поручения от 04.10.2010 N 1, заключенным Обществом с "Аrrena Shipping Ltd". В соответствии с условиями договора, поверенный, в качестве которого выступает Общество, обязуется от имени доверителя совершить модернизацию и ремонт теплохода "Арман", согласно перечня работ, указанного в приложении N 1.
06.10.2010 Обществом в качестве заказчика заключен договор N 04-РС/10 с ООО "Волго-Дон Сервис", выполняющим функции подрядчика, на ремонт теплохода "Арман".
08.10.2010 ООО "Волго-Дон Сервис" заключил договор N 36 на ремонт теплоходы "Арман" с открытым акционерным обществом "Мумринский судоремонтный завод" (далее - ОАО "Мумринский судоремонтный завод"), в соответствии с которым ОАО "Мумринский судоремонтный завод" брал на себя обязательства по выполнению части работ, предусмотренных договором между Обществом и ООО "Волго-Дон Сервис".
Стоимость ремонтных работ, выполненных ОАО "Мумринский судоремонтный завод", согласно документам, представленным ООО "Волго-Дон Сервис", составила 886380 руб. ОАО "Мумринский судоремонтный завод" осуществил ремонт гребного устройства и ремонт донно-забортной арматуры, что подтверждается актом на выполненные работы по ремонту теплохода "Арман".
Согласно акту приема-передачи теплохода "Арман" от 24.11.2010 ОАО "Мумринский судоремонтный завод" после проведения ремонтных работ по договору от 08.10.2010 N 36 передал, а ООО "Волго-Дон Сервис" принял выполненные работы по ремонту теплохода.
При этом ОАО "Мумринский судоремонтный завод" не является лицом, указанным в разрешении на переработку товаров на таможенной территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.
Согласно статье 240 Кодекса, условием помещения товаров под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории является наличие документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 244 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 244 Кодекса предусмотрено, что документ об условиях переработки товаров на таможенной территории должен содержать сведения о лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке.
Пунктом 4 статьи 244 Кодекса определено, что форма и порядок выдачи документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулирования) определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В заявлении, среди прочих, указываются сведения о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров.
Согласно пункту 4 статьи 248 Закона о таможенном регулировании, по письменному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров на таможенной территории, с разрешения таможенного органа в выданное разрешение на переработку товаров на таможенной территории могут быть внесены изменения или дополнения, не противоречащие таможенному законодательству Таможенного союза, а также законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
В силу положений пункта 5 статьи 248 Закона о таможенном регулировании в течение срока действия разрешения на переработку товаров на таможенной территории лицо, его получившее, вправе передать его с письменного разрешения таможенного органа любому другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом лицо, передающее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за период, в течение которого товары использовались в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, а также уплатить таможенные пошлины, налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов.
Форма и порядок выдачи документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений установлены действовавшим на момент выдачи разрешения приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 N 1014 "О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории".
Порядок заполнения разрешения в части организаций-переработчиков определен в Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15.09.2005 N 867.
Согласно подпункту 6 пункта 14 указанной Инструкции, если операции по переработке товаров осуществляет не заявитель либо их осуществляют несколько организаций-переработчиков, в пункт 12 разрешения вносят сведения об организациях-переработчиках в той последовательности, в которой к ним будет поступать товар на переработку.
Общество при использовании таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории по Разрешению N 10311000/27100/52/21, имело возможность внести изменения в пункт 12 Разрешения, и тем самым соблюсти все требования и условия данной таможенной процедуры.
В соответствии с положениями статей 188, 189 Кодекса декларант, каковым является в данном случае Общество, обязан соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре, несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Положениями статей 205, 207 Кодекса предусмотрено, что обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Отказывая в удовлетворении заявления, с учетом установленных Таможенным органом в рамках проверки обстоятельств, судебные инстанции правомерно исходили из изложенных выше положений таможенного законодательства, которые, были нарушены Обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 250 Кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пункта 4 статьи 250 Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
На основании пункта 3 статьи 250 Кодекса, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается при передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, - день передачи товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
При данных обстоятельствах, учитывая невозможность установления даты передачи теплохода для выполнения ремонтных работ ОАО "Мумринский судоремонтный завод", срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов определен исходя из даты регистрации таможенным органом ДТ N 10311020/281010/0005160, поданной Обществом для помещения теплохода "Арман" под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
Ссылка Общества на наличие решения суда общей юрисдикции о прекращении производства по административному делу в отношении Общества правомерно не принята судебными инстанциями во внимание, поскольку в силу положений пункта 18 статьи 152 Закона о таможенном регулировании, требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы судебная коллегия в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 по делу N А06-5965/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункта 4 статьи 250 Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
На основании пункта 3 статьи 250 Кодекса, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается при передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, - день передачи товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. по делу N А06-5965/2011