Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 августа 2011 г. N 1459-р
10 ноября 2012 г.
В целях создания здоровой конкуренции на топливном рынке республики, упорядочения строительства и размещения в республике объектов дорожного сервиса, в том числе автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций на территории Республики Татарстан, а также осуществления их проектирования и строительства в соответствии с требованиями нормативных документов:
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р в пункт 1 настоящего распоряжения внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую Концепцию целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013-2015 годы".
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р в пункт 2 настоящего распоряжения внесены изменения
2. Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, государственным бюджетным учреждением "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" и иными заинтересованными организациями разработать и представить в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан проект целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013-2015 годы".
См. Республиканскую программу "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013-2015 годы", утв. постановлением КМ РТ от 13 июня 2013 г. N 405
3. Предложить руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан представить до 1 октября 2011 года в Министерство энергетики Республики Татарстан предложения по формированию проекта указанной программы.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р в наименование настоящей Концепции внесены изменения
Концепция
целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013-2015 годы"
(утв. распоряжением КМ РТ от 9 августа 2011 г. N 1459-р)
10 ноября 2012 г.
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р в раздел 1 настоящей Концепции внесены изменения
1. Общие положения
Концепция целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2012-2015 годы" (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития сферы нефтепродуктообеспечения, а также ожидаемые к 2015 году результаты реализации государственной политики в области нефтепродуктообеспечения.
Концепция разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2008 N 1286-р, с учетом Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Программой развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006-2020 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 13 января 2007 года N 7-ЗРТ "Об утверждении Программы развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006-2020 годы". Целью разработки проекта целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013-2015 годы" (далее - программа) является упорядочение строительства и размещения объектов придорожного сервиса, систематизация отводов земельных участков под их строительство в придорожной полосе.
Предприятия сферы нефтепродуктообеспечения являются важным элементом топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан. Сложившаяся к настоящему времени ситуация на рынке нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан характеризуется стабильно растущим потреблением светлых нефтепродуктов и ростом предприятий малого и среднего бизнеса по их розничной реализации. В то же время размещение автозаправочных станций не отвечает требованиям генеральных планов застройки населенных пунктов. В частности, некоторые автозаправочные, автогазозаправочные и многотопливные станции (далее - Станции) располагаются без соблюдения пожарной и экологической безопасности, без учета транспортных потоков, схем градостроительства, что в дальнейшем делает их деятельность нерентабельной.
В связи с этим возникает необходимость рационализации формирующейся в настоящее время сети сбыта моторного топлива, усиление контроля за выполнением установленных законодательством требований к размещению Станций.
Основные термины, используемые в настоящей Концепции:
Топливный рынок Республики Татарстан - совокупность экономических субъектов (физических и юридических лиц) на территории Республики Татарстан, потребляющих моторное топливо.
Топливозаправочный комплекс Республики Татарстан - совокупность объектов, предназначенных для заправки автотранспортных средств моторным топливом, сжиженным (сжатым) углеводородным газом и маслами, а также объектов, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов и газов.
Сфера деятельности топливозаправочного комплекса - обеспечение потребителей республики жидким, газовым моторным топливом и смазочными материалами.
АЗС - автозаправочные станции.
АГЗС - автогазозаправочные станции.
МАЗС - многотопливные автозаправочные станции.
ГСМ - горюче-смазочные материалы.
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р в раздел 2 настоящей Концепции внесены изменения
2. Цели и задачи развития сети Станций
Целью развития сети Станций является полное удовлетворение потребительского спроса в моторном топливе (цена - качество), снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение потребителей моторным топливом, отвечающим действующим требованиям экологических стандартов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить текущую и прогнозируемую емкость топливного рынка;
обеспечить топливную безопасность республики, предусматривая производство собственного моторного топлива;
создать здоровую конкуренцию на топливном рынке республики;
определить меры, направленные на упорядочение размещения Станций в республике;
обеспечить повышение экологической безопасности объектов топливозаправочного комплекса;
проанализировать сложившуюся сеть размещения Станций, определить ее недостатки и подготовить предложения по ее совершенствованию.
3. Общая характеристика топливозаправочного комплекса Республики Татарстан
Нефтепродуктообеспечение - важнейшая отрасль экономики, в которой обращаются значительные финансовые и товарные ресурсы, величина которых обусловлена тем, что реализуемый товар является высоколиквидным и его оборот позволяет получить прибыль за короткий период времени.
Реализация нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива, и масел конечным потребителям производится через Станции и нефтебазы. Основными потребителями нефтебаз являются предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
На территории Республики Татарстан расположены 36 нефтебаз, 9 из которых не эксплуатируются. ОАО "Татнефть" принадлежат 5 нефтебаз, 18 нефтебаз являются собственностью дочерних предприятий и филиалов ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - ОАО "ХК "Татнефтепродукт"). Остальные нефтебазы являются ведомственными или частными. Помимо нефтебаз, в республике имеются топливо- и мазутохранилища, склады ГСМ и товарные парки, принадлежащие различным организациям.
По данным государственного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан", на территории Республики Татарстан расположены 939 Станций (793 - АЗС и 146 - АГЗС), из них эксплуатируются 807.
Принадлежность автозаправочных и автогазозаправочных станций:
1. ОАО "Татнефть" - 163 объекта;
2. ОАО "ХК "Татнефтепродукт" - 148 объектов;
3. Предприятия малого и среднего бизнеса - 495 объектов;
4. Ведомственные - 133 топливозаправочных пункта.
В настоящее время на территории республики не эксплуатируются 132 объекта.
Большая часть производственных мощностей по хранению и реализации нефтепродуктов принадлежит ОАО "ХК "Татнефтепродукт". Субъекты нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан при закупках нефтепродуктов ориентируются на продукцию ОАО "ТАИФ-НК" и нефтеперерабатывающих заводов близлежащих регионов с учетом ценовой конъюнктуры.
В отрасли нефтепродуктообеспечения автомобильного транспорта Республики Татарстан в настоящее время занято свыше 8 тыс. человек.
Именно в этом секторе экономики республики в настоящее время активно развивается малый и средний бизнес. В целом по России доля продавцов нефтепродуктов, не входящих в вертикально интегрированные компании, составляет примерно 50 процентов и состоит из предприятий малого и среднего бизнеса. Являясь важным элементом экономики, эти предприятия обеспечивают функционирование рыночных механизмов, удерживая топливный рынок от превращения в олигополию.
Наиболее значительную роль малый и средний бизнес в сфере нефтепродуктообеспечения играет в крупных городах республики, таких как Набережные Челны, Казань, Елабуга и Зеленодольск. ОАО "Татнефть" и ОАО "ХК "Татнефтепродукт" в этих городах представлены меньшим количеством станций.
В настоящее время республиканский рынок нефтепродуктов сбалансирован, в нем представлены элементы крупного, среднего и малого бизнеса и существуют объективные условия для добросовестной конкуренции и работы естественных рыночных механизмов.
В то же время для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами государственной власти и другими хозяйствующими субъектами.
4. Тенденции развития рынка нефти и нефтепродуктов
В соответствии с целевым сценарием Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года ожидается стабилизация объемов добычи на уровне 505 млн. тонн в год, объемов нефтепереработки - 230-240 млн. тонн в год. В основном прирост будет обеспечиваться за счет освоения запасов в Западной, Восточной Сибири и на шельфе Каспийского моря. В этих условиях удельный вес татарстанской нефти в общем объеме добычи сохранится на уровне 6,5 процента.
Согласно требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 N 1076, от 21.04.2010 N 268, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 712) (далее - Технический регламент "О требованиях к топливу"), в России вводятся новые стандарты в отношении моторного и дизельного топлива. В связи с этим ожидается увеличение инвестиций в модернизацию российских нефтеперерабатывающих заводов. Некоторые заводы уже готовы перейти на новые стандарты, на других реконструкция либо ведется, либо ее начало планируется в ближайшее время.
К 2015 году ожидается рост производства бензина и дизельного топлива за счет увеличения глубины переработки нефти до 79 процентов.
Таким образом, доля перерабатываемой нефти в Республике Татарстан в общем объеме переработки нефти в России в 2015 году увеличится с 3,4 до 6,5 процента (в зависимости от объема дополнительно введенных мощностей).
В республике на базе имеющейся установки ЭЛОУ-АВТ создан современный нефтеперерабатывающий завод ОАО "ТАИФ-НК", освоено производство автомобильного бензина, авиационного топлива, соответствующих экологическому стандарту Евро-4, введен единственный в Российской Федерации завод по производству синтетических моторных масел ООО "Татнефть-Нижнекамск-нефтехим-ойл".
Тем не менее в настоящее время в Республике Татарстан перерабатывается не более четверти добываемой нефти. Учитывая приоритетную задачу по структурной перестройке экономики и уходу от экспортно-сырьевой модели развития, а также высокую степень зависимости социально-экономического развития региона от мировых цен на нефть, вопросы развития качественного и конкурентного рынка топлива внутри страны в комплексе с мерами таможенно-тарифной политики являются стратегически важными для Российской Федерации.
С октября 2010 года начато освоение первой очереди комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО "ТАНЕКО" в Нижнекамске, рассчитанного на переработку 7 млн. тонн нефти в год. На установках первой очереди комплекса планируется производство прямогонного бензина, печного топлива, технического керосина, сжиженных газов, вакуумного газойля, топочного мазута.
Параллельно с вводом в эксплуатацию первой очереди комплекса указанных заводов ОАО "ТАНЕКО" ведется реализация этапа проекта по углублению переработки нефти за счет строительства комплекса гидрокрекинга с производством смазочных масел. На сегодняшний день смонтировано основное технологическое оборудование установки. С завершением реализации указанного проекта предусматривается выпуск 18 видов продукции высокого передела нефти, в том числе и моторного топлива класса-5.
В перспективе планируется увеличение перерабатывающих мощностей до 14 млн. тонн.
Программа развития нефтеперерабатывающего завода ОАО "ТАИФ-НК" предусматривает реализацию следующих проектов:
реконструкция установки ЭЛОУ-АВТ-7 с доведением мощности до 7350 тонн нефти;
строительство дополнительного реактора для обессеривания дизельного топлива для доведения его до класса-5;
увеличение мощности установки каталитического крекинга завода бензинов до 1 млн. тонн в год по сырью;
строительство комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода;
повышение качественных показателей бензина каталитического крекинга и развитие компонентной базы для производства автомобильных бензинов, соответствующих требованиям Технического регламента "О требованиях к топливу".
5. Определение потребляемых и прогнозируемых объемов нефтепродуктов
Решая вопросы развития топливозаправочного комплекса Республики Татарстан, необходимо исходить из потребностей в ГСМ автотранспортных средств Республики Татарстан. Данные статистической отчетности содержат погрешности, обусловленные многими причинами, поэтому не раскрывают истинной картины потребности в нефтепродуктах.
Для определения объемов потребления нефтепродуктов в республике различными ведомствами были проведены исследования рынка нефтепродуктов Республики Татарстан. Ранее расчеты проводились Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан. В расчетах последнего принимались объемы ввозимых нефтепродуктов на территорию республики, за исключением транзита, а также объемы нефтепродуктов собственного производства, реализуемых на территории республики.
Методика расчета потребности в ГСМ в республике основана на опросе всех крупных и средних предприятий промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, торговли, строительства, а также бюджетных организаций. В настоящей Концепции представлены результаты расчетов, уточненных Министерством энергетики Республики Татарстан с учетом роста автомобильного парка в Республике Татарстан и потребления ГСМ.
Расчет потребности в моторном топливе для транспорта физических лиц производился по методологии, принятой институтами по проблемам транспорта.
В соответствии с рекомендациями Московского автодорожного института (МАДИ) в расчете принято среднее значение пробега легкового автомобиля в год (10 тыс. км). Потребность в бензине на 100 км составляет приблизительно 10 литров или 0,008 тонны.
Кроме того, в расчетах предусмотрен транзитный автотранспорт, то есть по территории республики в среднем в год следуют транзитом 10 тыс. легковых и 20 тыс. грузовых автомобилей.
Объемы потребления ГСМ на территории Республики Татарстан в 2010 году (по оценке Министерства энергетики Республики Татарстан) представлены в следующей таблице:
N п/п |
Нефтепродукты |
Потребность в ГСМ (тыс. тонн) |
1. |
Автобензин |
1090,0 |
2. |
Дизельное топливо |
1171,0 |
|
Итого |
2261,0 |
По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в республике на 01.01.2011 на государственном учете состоят 906,4 тыс. автотранспортных средств: 780,9 тыс. легковых автомобилей (86,2 процента от общего количества автотранспорта), 125,4 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (13,8 процента).
Исходя из количества единиц автотранспортного парка республики и объемов потребления ГСМ расчетным путем определена средняя величина потребления моторного топлива на единицу автотранспортного средства в год. Одной автотранспортной единицей потребляется 1,39 тонны автобензина и 9,72 тонны дизельного топлива.
Основываясь на средневзвешенном потреблении моторного топлива одной автотранспортной единицей в республике, в целях изучения спроса и предложения на рынке моторного топлива, оптимального размещения АЗС на территории районов республики представляется возможным производить расчет потребления моторного топлива в разрезе районов, основных групп потребителей республики, видов деятельности.
Наибольшее количество автотранспортных средств приходится на крупные города республики. В г. Казани зарегистрировано 277,4 тысячи автотранспортных средств (30,6 процента от общего количества зарегистрированных в республике), г. Набережные Челны и Тукаевском муниципальном районе - 130,3 тысячи (14,4 процента), г. Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе - 70,7 тысячи (7,8 процента). В последние годы наибольший рост количества автотранспортных средств наблюдается в Альметьевском, Дрожжановском, Высокогорском, Зеленодольском, Пестречинском, Муслюмовском, Черемшанском и Актанышском муниципальных районах. Вследствие этого увеличивается и потребность в ГСМ в этих регионах.
Расчетная потребность в ГСМ в разрезе районов республики представлена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, физическим лицам республики принадлежит свыше 812,6 тысячи транспортных средств (или 89,7 процента), юридическим - свыше 93,7 тысячи транспортных средств (10,3 процента). Юридическим лицам принадлежит 3,7 процента легковых автомашин и 6,6 процента грузовых автомашин и автобусов, физическим лицам - 82,5 процента легковых автомашин и автобусов, а также 7,2 процента грузовых автомашин.
Исходя из количества автотранспортных средств и соотношения грузовых и легковых автомашин возможно определить потребление ГСМ основными группами потребителей республики.
Рыночное развитие экономики республики способствовало появлению на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов множества операторов нефтепродуктообеспечения. Основными операторами нефтепродуктообеспечения в Республике Татарстан на оптовом рынке моторного топлива являются ОАО "Татнефть", ОАО "ХК "Татнефтепродукт", ООО "Автодорстрой", ОАО "ТАИФ-НК" и другие.
В 2010 году ОАО "Татнефть", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "ХК "Татнефтепродукт" через розничную сеть реализовано 409,3 тыс. тонн автомобильных бензинов, 245,5 тыс. тонн дизельного топлива.
Исходя из тенденций роста количества автотранспортных средств в республике в последние годы можно предположить, что в перспективе количество автотранспортных средств в республике будет расти.
В 2010 году в республике была завершена реализация республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы".
В результате реализации мероприятий указанной программы плотность дорог Республики Татарстан на 01.01.2011 составила 214,8 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 172,7 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,22 км на 1 кв. км площади.
К 2011 году интенсивность на федеральных дорогах составляет в среднем 9215 автомобилей в сутки, на магистральных региональных - 5019 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 14209 и 7768 автомобилей в сутки.
Рост количества автотранспортных средств ведет к увеличению потребностей в ГСМ. При этом будет расти ускоренными темпами потребление в крупных городах, где развиты промышленность, сеть автомобильных дорог и концентрируется наибольшее количество населения республики.
Прогнозируемые объемы потребления моторного топлива через розничную сбытовую сеть в разрезе районов представлены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
6. Обеспечение высокого качества реализуемых нефтепродуктов
Обеспечение растущего автомобильного парка высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками является одной из главных задач потребительского рынка нефтепродуктов.
Качество реализуемого моторного топлива может гарантироваться только строгим соблюдением технологии его производства, квалифицированным контролем качества готовой продукции и обеспечением необходимых условий транспортировки и хранения при его реализации субъектами, занятыми в сфере нефтепродуктообеспечения.
Во избежание реализации некачественных нефтепродуктов согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 января 2005 г. N 14 создано государственное учреждение "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" с соответствующими полномочиями по обеспечению качества нефтепродуктов. В целях повышения эффективности деятельности учреждения в сфере обеспечения рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июня 2011 г. N 458 утвержден Устав государственного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" (далее - ГБУ "Управление рационального использования ТЭР") с соответствующими полномочиями по обеспечению качества нефтепродуктов.
В целях контроля качества нефтепродуктов на потребительском рынке в ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" создана мобильная группа сотрудников для оперативного реагирования на информацию об использовании или реализации некачественного нефтепродукта, которая оснащена транспортом, приборами для организации отбора проб и проведения экспресс-анализа нефтепродуктов. Для проведения лабораторных испытаний используются аккредитованные на юридическую независимость лаборатории ООО "Ресурс Аудит", ОАО "ВНИИУС".
Кроме того, в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан на территории республики два раза в год проводятся "месячники" качества моторного топлива. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.11.2010 N 2071-р ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" совместно с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан с 22 ноября по 22 декабря 2010 года проведен месячник по проверке качества реализуемого и потребляемого в Республике Татарстан моторного топлива на АЗС (топливозаправочных пунктах) и нефтебазах республики.
В рамках мероприятий проверено 508 АЗС и 10 нефтебаз, отобрано и испытано 780 проб автомобильного бензина и 198 проб дизельного топлива. 4 проб не соответствуют по качеству требованиям ГОСТ, из них 40 проб дизельного топлива и 7 проб автобензина.
Наряду с административными рычагами контроля за качеством, в республике внедряются и рыночные механизмы. К одному из них относится система добровольной сертификации. Вопрос о добровольной сертификации неоднократно обсуждался и был одобрен участниками топливного рынка республики. В связи с этим принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2008 N 720-р по вопросу проведения добровольной сертификации услуг АЗС Республики Татарстан.
Учитывая это, ГБУ "Управление рационального использования ТЭР" получило Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации автозаправочных станций и аттестат аккредитации для проведения работ по сертификации в Системе ТЭКСЕРТ и организует в данном направлении соответствующую работу. К настоящему времени в республике 58 АЗС имеют сертификаты и знаки соответствия, в том числе:
32 АЗС - ОАО "Татнефть";
7 АЗС - ОАО "ХК "Татнефтепродукт";
19 АЗС - индивидуальных предпринимателей.
Предполагается, что число таких АЗС в перспективе будет расти. Это связано с тем, что АЗС, обладающие данными документами, имеют конкурентное преимущество перед другими АЗС и формируют репутацию надежного поставщика качественных нефтепродуктов.
В целях обеспечения растущего автомобильного парка высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками целесообразно продолжить работу в направлении добровольной сертификации услуг АЗС Республики Татарстан.
7. Обеспечение оптимальной плотности сбытовой сети Станций
Перенасыщение количеством АЗС в республике приведет к общему снижению рентабельности по отрасли и к последующему сокращению их числа, в связи с чем необходимо обеспечить оптимальное количество АЗС и их рациональное распределение по территории. При этом верхняя граница должна определяться экономической целесообразностью инвестиций в дальнейшее расширение сети АЗС. Нижняя граница количества АЗС должна определяться численностью автомобильного парка и его распределением по районам с учетом транзитных транспортных потоков.
В настоящее время в республике в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2008 N 1286-р функционирует Межведомственная экспертная комиссия по рассмотрению и оценке проектов строительства АЗС, АГЗС и МАЗС в Республике Татарстан, которая является межведомственным координирующим органом, обеспечивающим коллегиальное рассмотрение вопросов рационального размещения АЗС на территории республики.
В настоящее время в муниципальных районах и городских округах республики проводится анализ эффективности деятельности Станций (топливозаправочных пунктов), качества предоставляемых услуг, а также наличия разрешительной документации.
В большинстве районов имеющееся количество АЗС, АГЗС и МАЗС несколько превышает расчетное значение. Однако, учитывая объем транзитных транспортных потоков для каждого района и республики в целом, следует, что в целом текущее количество Станций в республике близко к расчетному оптимальному значению.
Свидетельством достаточного насыщения республиканского рынка является снижение средней наценки Станций за последние годы с 25-30 до 15 процентов. Дальнейший неконтролируемый рост числа АЗС с учетом тенденции к снижению наценки вызовет проблемы, аналогичные тем, которые характерны для Западной Европы, а именно: снижение объемов реализации нефтепродуктов, закрытие нерентабельных и низкорентабельных станций, принадлежащих малому бизнесу, ухудшение финансовых результатов и, как следствие, отсутствие средств на своевременную модернизацию АЗС.
При этом следует внести уточнение, что общее число АЗС не вполне реально описывает положение, так как не учитывает географического расположения АЗС и тот факт, что последние размещены неравномерно относительно транспортных потоков. Имеются участки, где размещение АЗС экономически нецелесообразно в силу малых объемов реализации (сельские районы), но необходимо с точки зрения удовлетворения потребностей этого района. При дальнейшем снижении наценки эти АЗС в первую очередь окажутся нерентабельными. В то же время существуют участки с высокой плотностью транспортных потоков (например, в г. Казани и на автомобильных трассах), где выгодно размещение новых АЗС. Для определения таких участков необходимо выработать критерии оптимального размещения АЗС относительно транспортных потоков и уже существующих близлежащих АЗС. Подобная методика разработана ГУП НИИПИ Генплана г. Москвы и РГУ нефти и газа им. Губкина и утверждена Правительством г. Москвы. Целесообразно использовать опыт г. Москвы для обеспечения рационального роста республиканской сети АЗС и избежания потерь для экономики республики.
Размещение АЗС и АГЗС в населенных пунктах и на автомобильных трассах должно проводиться в соответствии с градостроительным законодательством на основе принципа полного удовлетворения потребительского спроса и соблюдения принципа разумной достаточности.
Для оптимального размещения Станций на территории республики необходимо разработать комплекс важнейших критериев и соответствующие рекомендации по проведению торгов при предоставлении земельных участков.
Место размещения комплекса или отдельной АЗС должно выбираться в строгом соответствии с утвержденной в установленном порядке и действующей градостроительной документацией, соответствующими схемами размещения, технико-экономическими обоснованиями, генеральными планами, проектами планировки и застройки и согласно программам развития транспортного комплекса Республики Татарстан.
8. Экологическая безопасность объектов топливозаправочного комплекса
Объекты топливозаправочного комплекса являются экологически опасными, поэтому при строительстве и эксплуатации этих объектов важнейшим требованием является неукоснительное соблюдение норм экологической безопасности.
Кроме того, на экологическую обстановку влияют низкое качество моторного топлива, техническое состояние, оснащенность автомобильного парка.
В целях создания безопасных условий проживания населения, нормального существования животного и растительного мира важно и далее развивать существующую систему мониторинга состояния окружающей среды для своевременного обнаружения явлений, неблагоприятно влияющих на окружающую среду, и принятия мер по устранению этого воздействия.
Строительство, реконструкция, модернизация и последующая эксплуатация объектов нефтепродуктообеспечения, предназначенных для приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, должны проводиться в соответствии с нормативными и иными документами, регламентирующими требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, а также мероприятиям по предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и санитарной безопасности, принятым в соответствии с действующим законодательством. Обязательным условием является наличие положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации.
В рамках реализации экологических программ при строительстве новых АЗС и нефтебаз необходимо предусматривать применение усовершенствованного оборудования, измерительных приборов, емкостей и резервуаров, покрытия которых отвечают современным требованиям экологической и противопожарной безопасности, а также установку оборудования для рекуперации паров легких фракций с возвратом конденсата в емкости АЗС, запреты эксплуатации контейнерных и передвижных автозаправочных станций, не соответствующих требованиям экологической и противопожарной безопасности.
9. Предложения об объемах и источниках финансирования программы
В целях реализации программы развития сети Станций предполагаются к привлечению в установленном порядке собственные и заемные средства предприятий - участников программы.
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р в раздел 10 настоящей Концепции внесены изменения
10. Предложения об участии исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, ответственных за формирование и реализацию программы, ее государственных заказчиках и разработчиках
Государственным заказчиком и исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, ответственным за формирование и реализацию программы, является Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан. Разработчик программы определяется на конкурсной основе.
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р раздел 11 настоящей Концепции изложен в новой редакции
11. Этапы реализации программы
Программа будет реализована в 2 этапа:
1-й этап: до 1 июля 2013 года.
На этом этапе будут разработаны критерии и методики обоснования рациональности размещения АЗС, АГЗС и МАЗС на территории Республики Татарстан, определен в рамках федерального законодательства орган по соблюдению обоснованности размещения станций, создана геоинформационная система, включающая модуль перспективного планирования размещения АЗС, АГЗС и МАЗС на территории Республики Татарстан;
2-й этап: III квартал 2013 года - 2015 года.
Разработка и реализация программы, в которой представлена схема перспективного оптимального размещения станций, а также организация мероприятий по приведению заправочных станций на территории Республики Татарстан, в том числе контейнерных и передвижных, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Распоряжением КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р раздел 12 настоящей Концепции изложен в новой редакции
12. Основные результаты реализации программы
Реализация программы к 2015 году позволит обеспечить достижение следующих результатов:
До 31 декабря 2014 года весь объем производимого автобензина и дизельного топлива будет соответствовать согласно требованиям Технического регламента "О требованиях к топливу" как минимум экологическому классу 3;
до 31 декабря 2015 года - как минимум экологическому классу 4;
начиная с 1 января 2016 года - как минимум экологическому классу 5.
Приложение N 1
к Концепции целевой программы
"Развитие сети автозаправочных,
автогазозаправочных и многотопливных
станций в Республике Татарстан
на 2011-2015 годы"
Расчетная потребность в горюче-смазочных материалах в разрезе районов Республики Татарстан на 01.01.2011
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Количество автотранспорта (штук) |
Потребляемый объем (тыс. тонн) |
|||
легковые |
грузовые |
автобусы |
бензин |
дизельное топливо |
||
1 |
г. Казань |
250034 |
22908 |
4433 |
348,6 |
253,0 |
2 |
г. Набережные Челны и Тукаевский муниципальный район |
109552 |
18223 |
2520 |
153,0 |
194,4 |
3 |
Агрызский муниципальный район |
5995 |
767 |
54 |
8,3 |
7,8 |
4 |
Азнакаевский муниципальный район |
15299 |
1937 |
463 |
21,4 |
22,0 |
5 |
Аксубаевский муниципальный район |
6432 |
968 |
63 |
8,9 |
9,8 |
6 |
Актанышский муниципальный район |
7614 |
852 |
65 |
10,6 |
8,7 |
7 |
Алексеевский муниципальный район |
6177 |
913 |
70 |
8,6 |
9,4 |
8 |
Алькеевский муниципальный район |
2891 |
1070 |
81 |
4,0 |
11,0 |
9 |
Альметьевский муниципальный район |
49139 |
9057 |
2538 |
69,2 |
105,4 |
10 |
Апастовский муниципальный район |
5079 |
1240 |
71 |
7,1 |
12,5 |
11 |
Арский муниципальный район |
10961 |
2378 |
144 |
15,3 |
24,1 |
12 |
Атнинский муниципальный район |
2529 |
607 |
29 |
3,5 |
6,1 |
13 |
Бавлинский муниципальный район |
8257 |
763 |
149 |
11,5 |
8,4 |
14 |
Балтасинский муниципальный район |
7495 |
1487 |
68 |
10,4 |
14,9 |
15 |
Бугульминский муниципальный район |
24159 |
4981 |
625 |
33,8 |
52,7 |
16 |
Буинский муниципальный район |
6797 |
2123 |
249 |
9,5 |
22,3 |
17 |
Верхнеуслонский муниципальный район |
2976 |
514 |
45 |
4,1 |
5,3 |
18 |
Высокогорский муниципальный район |
9729 |
2206 |
130 |
13,5 |
22,3 |
19 |
Дрожжановский муниципальный район |
2904 |
867 |
69 |
4,1 |
8,9 |
20 |
Елабужский муниципальный район |
15355 |
2740 |
492 |
21,5 |
30,0 |
21 |
Заинский муниципальный район |
14147 |
1776 |
324 |
19,8 |
19,5 |
22 |
Зеленодольский муниципальный район |
21110 |
3151 |
404 |
29,4 |
33,4 |
23 |
Кайбицкий муниципальный район |
2581 |
525 |
35 |
3,6 |
5,3 |
24 |
Камско-Устьинский муниципальный район |
4072 |
574 |
38 |
5,7 |
5,8 |
26 |
Кукморский муниципальный район |
9786 |
1544 |
92 |
13,6 |
15,6 |
27 |
Лаишевский муниципальный район |
8413 |
1668 |
188 |
11,7 |
17,5 |
28 |
Лениногорский муниципальный район |
17912 |
3752 |
561 |
25,1 |
40,3 |
29 |
Мамадышский муниципальный район |
6698 |
1148 |
98 |
9,3 |
11,8 |
30 |
Менделеевский муниципальный район |
5146 |
700 |
101 |
7,2 |
7,5 |
31 |
Мензелинский муниципальный район |
5332 |
508 |
67 |
7,4 |
5,4 |
32 |
Муслюмовский муниципальный район |
4792 |
892 |
31 |
6,7 |
8,9 |
33 |
Нижнекамский муниципальный район |
64058 |
5394 |
1228 |
89,3 |
60,8 |
34 |
Новошешминский муниципальный район |
3102 |
499 |
48 |
4,3 |
5,2 |
35 |
Нурлатский муниципальный район |
7639 |
1533 |
214 |
10,7 |
16,4 |
36 |
Пестречинский муниципальный район |
5466 |
1127 |
46 |
7,6 |
11,3 |
37 |
Рыбно-Слободский муниципальный район |
4553 |
702 |
59 |
6,3 |
7,2 |
38 |
Сабинский муниципальный район |
6253 |
1138 |
79 |
8,7 |
11,6 |
39 |
Сармановский муниципальный район |
7327 |
734 |
32 |
10,2 |
7,4 |
25 |
Спасский муниципальный район |
4123 |
526 |
51 |
5,7 |
5,5 |
40 |
Тетюшский муниципальный район |
3995 |
840 |
90 |
5,6 |
8,8 |
41 |
Тюлячинский муниципальный район |
3301 |
661 |
30 |
4,6 |
6,6 |
42 |
Черемшанский муниципальный район |
4390 |
817 |
63 |
6,1 |
8,4 |
43 |
Чистопольский муниципальный район |
13127 |
1173 |
298 |
18,3 |
13,4 |
44 |
Ютазинский муниципальный район |
4294 |
806 |
64 |
6,0 |
8,3 |
|
Итого по Республике Татарстан |
780991 |
108789 |
16599 |
1090,0 |
1171,0 |
Приложение N 2
к Концепции целевой программы
"Развитие сети автозаправочных,
автогазозаправочных и многотопливных
станций в Республике Татарстан
на 2011-2015 годы"
Прогнозируемые объемы потребления моторного топлива через розничную сбытовую сеть в разрезе районов Республики Татарстан до 2015 года
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Численность населения на начало 2010 г. (тыс. чел.) |
Прогноз количества автомобилей к 2015 г. (штук) |
Емкость рынка к 2015 г. (тыс. тонн) |
1 |
г. Казань |
1136,6 |
340980 |
740,3 |
2 |
г. Набережные Челны и Тукаевский муниципальный район |
547,5 |
164250 |
438,2 |
3 |
Агрызский муниципальный район |
36,4 |
10920 |
25,9 |
4 |
Азнакаевский муниципальный район |
64,3 |
19290 |
47,3 |
5 |
Аксубаевский муниципальный район |
32,1 |
9630 |
24,3 |
6 |
Актанышский муниципальный район |
31,2 |
9360 |
21,2 |
7 |
Алексеевский муниципальный район |
26,1 |
7830 |
19,6 |
8 |
Алькеевский муниципальный район |
20,7 |
6210 |
23,1 |
9 |
Альметьевский муниципальный район |
194,9 |
58470 |
168,2 |
10 |
Апастовский муниципальный район |
22,3 |
6690 |
20,5 |
11 |
Арский муниципальный район |
51,2 |
15360 |
44,9 |
12 |
Атнинский муниципальный район |
13,7 |
4110 |
12,5 |
13 |
Бавлинский муниципальный район |
37,5 |
11250 |
24,5 |
14 |
Балтасинский муниципальный район |
33,6 |
10080 |
28,2 |
15 |
Бугульминский муниципальный район |
112,0 |
33600 |
97,7 |
16 |
Буинский муниципальный район |
45,1 |
13530 |
47,0 |
17 |
Верхнеуслонский муниципальный район |
16,5 |
4950 |
13,2 |
18 |
Высокогорский муниципальный район |
43,2 |
12960 |
38,6 |
19 |
Дрожжановский муниципальный район |
26,3 |
7890 |
26,6 |
20 |
Елабужский муниципальный район |
81,4 |
24420 |
67,7 |
21 |
Заинский муниципальный район |
58,1 |
17430 |
42,1 |
22 |
Зеленодольский муниципальный район |
160,0 |
48000 |
122,4 |
23 |
Кайбицкий муниципальный район |
15,2 |
4560 |
13,0 |
24 |
Камско-Устьинский муниципальный район |
16,8 |
5040 |
12,4 |
25 |
Кукморский муниципальный район |
52,2 |
15660 |
40,1 |
26 |
Лаишевский муниципальный район |
37,0 |
11100 |
31,6 |
27 |
Лениногорский муниципальный район |
88,8 |
26640 |
78,4 |
28 |
Мамадышский муниципальный район |
45,5 |
13650 |
36,4 |
29 |
Менделеевский муниципальный район |
30,6 |
9180 |
22,7 |
30 |
Мензелинский муниципальный район |
30,1 |
9030 |
19,6 |
31 |
Муслюмовский муниципальный район |
21,6 |
6480 |
17,6 |
32 |
Нижнекамский муниципальный район |
265,7 |
79710 |
169,5 |
33 |
Новошешминский муниципальный район |
15,4 |
4620 |
12,0 |
34 |
Нурлатский муниципальный район |
60,4 |
18120 |
52,2 |
35 |
Пестречинский муниципальный район |
28,9 |
8670 |
24,7 |
36 |
Рыбно-Слободский муниципальный район |
28,0 |
8400 |
21,5 |
37 |
Сабинский муниципальный район |
30,7 |
9210 |
25,1 |
38 |
Сармановский муниципальный район |
36,7 |
11010 |
23,9 |
39 |
Спасский муниципальный район |
20,2 |
6060 |
14,5 |
40 |
Тетюшский муниципальный район |
24,8 |
7440 |
21,7 |
41 |
Тюлячинский муниципальный район |
14,4 |
4320 |
12,2 |
42 |
Черемшанский муниципальный район |
20,9 |
6270 |
17,2 |
43 |
Чистопольский муниципальный район |
81,4 |
24420 |
53,2 |
44 |
Ютазинский муниципальный район |
22,5 |
6750 |
18,6 |
|
Итого по Республике Татарстан |
3778,5 |
1133550 |
2832,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2011-2015 годы".
Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития сферы нефтепродуктообеспечения, а также ожидаемые к 2015 году результаты реализации государственной политики в области нефтепродуктообеспечения. Целью разработки проекта целевой программы является упорядочение строительства и размещения объектов придорожного сервиса, систематизация отводов земельных участков под их строительство в придорожной полосе.
Отмечается необходимость рационализации формирующейся в настоящее время сети сбыта моторного топлива, усиление контроля за выполнением установленных законодательством требований к размещению автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций.
Целью развития сети станций является полное удовлетворение потребительского спроса в моторном топливе, снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение потребителей моторным топливом, отвечающим действующим требованиям экологических стандартов.
В целях реализации программы развития сети станций предполагаются к привлечению собственные и заемные средства предприятий - участников программы. Государственным заказчиком и исполнительным органом государственной власти, ответственным за формирование и реализацию программы, является Министерство энергетики РТ. Разработчик программы определяется на конкурсной основе.
Программа будет реализована в три этапа. Определены прогнозируемые основные результаты реализации программы. Приведена расчетная потребность в горюче-смазочных материалах в разрезе районов на 1 января 2011 г. и прогнозируемые объемы потребления моторного топлива через розничную сбытовую сеть в разрезе районов до 2015 года.
Распоряжение КМ РТ от 9 августа 2011 г. N 1459-р
Текст распоряжения опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 34, 14 сентября 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение КМ РТ от 10 ноября 2012 г. N 2018-р