Компьютеризация судопроизводства
Сегодня много и часто говорят о правовой реформе. Эта проблема действительно назрела, но она никогда не будет реализована, если не навести элементарный порядок в тех направлениях, от которых во многом зависит эффективность работы. В этом деле существует немало проблем. Отсутствует оперативная информация о законодательных и нормативных актах с последними изменениями к ним, о судебной практике и т.п.
Постоянно растет количество дел, подлежащих рассмотрению в суде. Так, только за последние два года количество уголовных дел увеличилось - почти на 100%, гражданских - в 2,5 раза, административных - на 40%. Увеличилось количество дел, рассматриваемых одним судьей (уголовных - в 1,5, гражданских - в 2 раза). Рабочее время судьи составляет 10 и более часов.
Задерживаются в делопроизводстве жилищные и трудовые дела, дела о защите прав потребителей. Увеличилось время от приема дела к производству до принятия судебного решения (при коллегиальном рассмотрении уголовных дел - до 60 суток, а при рассмотрении гражданских дел - до 90 суток, при норме 30 суток). Трудоемким процессом остается назначение дела к рассмотрению, оповещение участников процесса.
Все это приводит к высокой физической и моральной напряженности работников суда.
Одним из важнейших средств, позволяющих улучшить эту ситуацию, является компьютеризация процесса судопроизводства. Отработанная в некоторых московских судах автоматизированная технология судопроизводства заслуживает особого внимания, может быть передана всем судам России.
Потребность в компьютерах мы определяем применительно к конкретным рабочим местам. Идеальной можно считать ситуацию, при которой компьютерами должны быть оборудованы все рабочие места в суде.
Для высокой эффективности работы в новых условиях все компьютеры суда должны быть объединены в локальную информационно-вычислительную сеть.
Все чаще информация из прокуратуры в суд поступает на дискетах одновременно с бумажным носителем. Часть ее переносится практически один к одному в итоговый документ судебного разбирательства.
В настоящее время для обеспечения полной компьютеризации московских судов имеются определенные условия. Накоплен опыт эксплуатации компьютеров в аппарате Управления юстиции Москвы и судах, в здании Управления организован и функционирует компьютерный класс на базе 8 машин, функционирует Московский городской региональный центр правовой информатизации (МГРЦПИ), на который возложено: внедрение новой информационной технологии в судах и нотариальных конторах; информационное обеспечение специалистов судов и нотариальных контор; формирование единой технической политики внедрения компьютеров в процесс судопроизводства; организация обеспечения судов и нотариальных контор средствами вычислительной и множительной техники, их ремонта; методическая помощь специалистам судов и нотариальных контор в освоении и использовании компьютеров, подготовка кадров в области использования компьютерной технологии в практической работе судов и нотариальных контор.
Комплексная компьютеризация предполагает внесение изменений в технологию работы суда. Прежде всего это касается делопроизводства. Оптимальным здесь является организация работы всех работников суда с одним основным документом - "карточкой на дело". При этом карточка, например, по гражданским делам может формироваться несколькими работниками суда:
первый - работник канцелярии (или второй консультант) осуществляет первичный прием документов от граждан (ежедневно, а не только в определенные дни), определяет правомерность обращения граждан именно в этот суд (например, по месту расположения ответчика), достаточность документов и полноту информации в них для судебного разбирательства: это исключит случаи попадания на прием к судье граждан, обратившихся в суд не по адресу, с неполным комплектом требуемых документов или неполной информацией для судебного разбирательства;
второй - работник канцелярии присваивает номер делу, вводит анкетные данные лиц, указанных в представленных документах, фамилию судьи, который будет вести данное дело (если дела по судьям распределяет председатель);
третий - секретарь судебного заседания вводит фамилии народных заседателей, прокурора, адвоката, перечень вещественных доказательств, заполняет разделы "что установил суд" и "решение суда";
четвертый - архивариус вводит архивный номер дела (при закрытии дела и сдаче его в архив).
Такой порядок приема документов обратившихся в суд трудящихся не снимает с судьи обязанностей по приему граждан, но позволяет сократить его время (например, отпадает необходимость объяснения гражданам представлять дополнительные данные для судебного разбирательства), а также повысить количество принимаемых заявлений от граждан. То есть судья-цивилист не должен разбираться в некомпетентно подготовленных документах. Эта задача должна решаться другими людьми.
Право каждого работника суда на заполнение определенных разделов карточки закрепляется паролем. Уточнения и дополнения в карточку находящегося в производстве дела может вносить только соответствующий судья или его секретарь. В это же время обращаться к карточке (только для прочтения) могут руководство суда, работники канцелярии (по принадлежности). После закрытия дела внесение каких-либо изменений в карточку не допускается (автоматически ставится защита) и открывается возможность обращения к карточке для прочтения любому работнику суда.
При наличии автоматизированной картотеки становится возможным усилить контроль со стороны председателя суда за сроками прохождения дел с еженедельным подведением итогов на оперативном совещании, а за квартал, полугодие, 9 месяцев, год или за любой задаваемый промежуток времени - автоматически составлять статистическую отчетность и справки о работе каждого судьи и суда в целом в требуемых разрезах. Одновременно с судей снимается работа по составлению этих документов. Годовые сводки должны храниться в компьютере не менее 2-3 лет для автоматического анализа динамики изменения основных показателей работы суда в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет.
Для судов было бы целесообразно содержательную часть всех законодательных актов распределить по соответствующим статьям кодексов. Сюда также необходимо добавить и судебную практику. При этом документы "разложить" в порядке убывания частоты обращений к ним, законы РФ, постановления Правительства РФ, мэрии и правительства Москвы, Минюста, судебной практики, Конституции РФ. Это даст возможность судье получать выписки из документов по конкретным вопросам. Не читая документы целиком (возможность прочтения любого документа в целом сохраняется), установить противоречия, содержащиеся в соответствующих документах, и сделать правильные выводы из этого, что снизит потребность у опытных судей хранить в собственной памяти большое количество информации, а у начинающих - существенно сократит время адаптации, снизит напряжение и стресс в их работе. Работа по созданию такой системы проводится нами совместно с заинтересованными организациями.
В нашем арсенале помимо "Эталона" имеются и другие прикладные программные средства для судов:
"Улицы Москвы" - содержит наименование старых и новых улиц Москвы с указанием расположенных на них домов и привязкой к административным округам; возможно выполнение аналогичной работы для любого другого города;
"Карта Москвы" с привязкой улиц и домов к конкретным судам, с показом на экране и при выводе на печать границ сферы действия каждого суда. Такая карта была сформирована также и для некоторых городов России и зарубежья, может быть составлена для любого региона, конкретного помещения (например, распределение комнат по этажам здания, оптимальная разводка различных коммуникаций внутри здания и вне его);
"Клерк" - позволяет работнику задавать свой пароль и работать с ним (тем самым исключается несанкционированный доступ посторонних к информации пользователя); формировать свой каталог и в нем оформлять документы (имеется встроенный текстовой редактор); при составлении плана личной работы можно подключить "будильник", который включается при наступлении намеченного пользователем срока; осуществлять поиск требуемых документов по сочетанию различных критериев, вести свой телефонный справочник. Перед началом рабочего дня возможна выдача на экран сообщений о тех делах, которые подлежат исполнению данным пользователем, но еще не приняты им к исполнению, о делах, которые подлежат исполнению на текущую дату, а также о просроченных делах;
"Контур" - для комплексной автоматизации всех участков деятельности суда от приема документов до выдачи информации судебными исполнителями с автоматическим составлением соответствующей статистики. Отличительная особенность "Контура" по сравнению с другими поисковыми системами - наличие средств настройки, позволяющих, не написав ни одной строчки кода, не имея специальных навыков в создании систем управления базами данных и практически без предварительного обучения, в считанные дни построить сложную информационно-поисковую систему с широким набором функций. В процессе эксплуатации можно вносить любые изменения в структуру системы (реквизитный состав входных документов, формы их представления и выходные формы). В системе работа ведется не с отдельным объектом учета (например, таблицей), а одновременно с несколькими объектами, связанными друг с другом множественными связями. Это позволяет производить поиск по связям данного объекта учета, отбор информации сразу из нескольких связанных между собой объектов учета. При настройке дублирование информации исключается. Имеется возможность задания пользователем и ведение им проблемных классификаторов ("деревьев целей") в привязке к конкретным объектам базы данных. Можно объединить несколько объектов учета в один макрообъект (например, при формировании любой отчетности о работе суда).
Находится в стадии завершения работа по созданию программного обеспечения для автоматизированного приема квалификационных экзаменов у судей и нотариусов.
При компьютеризации судов мы не ставим вопрос о приеме на работу в суды только тех кандидатов, которые владеют компьютером. Это идеальный вариант. Мы уже говорили выше о формах работы с персоналом судов по освоению компьютеров и программных средств. Эта работа нами проводится бесплатно.
При компьютеризации судов Москвы мы ожидаем сокращение времени на выполнение возложенных функций: у судьи в 4-5 раз, архивариуса - в 5-6 раз, консультанта - в 2-3 раза, судебного исполнителя и работника канцелярии - в 1,5-2 раза; увеличение в 1,5-2 раза количества дел, рассматриваемых одним судьей, сокращение в 2-2,5 раза времени рассмотрения дел в суде; повышение ответственности судей за качество принимаемых решений; уменьшение количества жалоб трудящихся; снижение эмоциональной нагрузки и процента заболеваемости судей.
В. Сапожников,
руководитель Московского городского регионального центра
правовой информатизации управления юстиции г. Москвы,
кандидат экономических наук, юрист 2-го класса
"Российская юстиция", N 6, июнь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компьютеризация судопроизводства
Автор
В. Сапожников - руководитель Московского городского регионального центра правовой информатизации управления юстиции г. Москвы, кандидат экономических наук, юрист 2-го класса
"Российская юстиция", 1997, N 6