Публично-правовой характер нотариальной деятельности
Уникальность института нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет их самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но также и судебно-юрисдикционные, фискальные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.
По организации, функциям, формам их реализации, характеру контроля и основным составляющим нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, что подтверждается следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с адвокатурой призван обеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан на юридическую помощь, в том числе бесплатную, путем совершения нотариусами нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). В этом прежде всего проявляется публично-правовое значение института нотариата в современном обществе и сложившейся правовой системе России.
Условия предоставления правовой помощи нотариусами существенно отличаются от той, которую оказывают адвокаты, юридические фирмы, частные юристы. Деятельность последних не связана такими жесткими рамками процедурно-процессуального характера, как у нотариуса. Соблюдение правил нотариального производства по степени своей обязательности имеет такой же самодовлеющий характер, как и соблюдение процессуального регламента судами в рамках гражданского, арбитражного, уголовного и конституционного судопроизводства.
Нотариальное удостоверение включает в себя достаточно большой круг юридических действий, осуществляемых в рамках нотариального производства по поводу совершения конкретного нотариального действия.
Нотариальная деятельность по оказанию юридической помощи строится на едином стандарте нотариальной работы. Доверенность либо сделка с недвижимостью будут удостоверены нотариусами в Екатеринбурге, Владивостоке или Калининграде по общим правилам, что обеспечивает признание и правовое действие документов как на территории России, так и за границей.
Нотариальные документы имеют относительно бесспорный характер, поскольку опровергнуть их содержание гораздо сложнее, чем иных сделок и действий, совершенных в простой письменной форме.
Нотариус беспристрастен и в равной мере оказывает правовую помощь всем лицам, обратившимся к нему.
При осуществлении нотариальной деятельности нотариус независим.
Система нотариата самоорганизуется в рамках саморегулируемых публично-правовых организаций - нотариальных палат. Вместе с тем нотариус получает полномочия на условиях, установленных государством, и от государственного органа. Такое оптимальное соотношение обеспечивает независимость и одновременно подконтрольность нотариата при осуществлении его функций.
Число нотариусов ограничено и определяется управлением юстиции и нотариальной палатой. В силу ограниченности числа нотариусов и известности их местонахождения облегчается поиск соответствующей информации, содержащейся в нотариальных архивах, когда это необходимо по закону для органов следствия, суда, прокуратуры и т.д.
В отличие от представителей других юридических специальностей нотариус по закону обязан иметь нотариальную контору, обеспечивающую беспрепятственный доступ к нему граждан и юридических лиц. Кроме того, нотариус должен из своих поступлений содержать и обрабатывать нотариальный архив, который в отличие от архива, например, адвоката или частного юриста, не является его собственностью. После оставления нотариусом должности архив передается другому нотариусу.
Следует отметить, что наследственные дела являются достаточно трудоемкими, затратными по времени и средствам, но в основном ведутся бесплатно (для граждан, но не для нотариусов, покрывающих данные расходы за счет поступлений за совершение иных нотариальных действий). Проект третьей части ГК "Наследственное право" существенно усложнил наследственное право, но дела этой категории вновь переданы в ведение нотариусов.
В этом проявляется нелогичность концепции ГК, когда сделки с недвижимостью изымаются из компетенции нотариуса, в то время как ведение наследственных дел, определяющих переход права собственности после смерти, является компетенцией нотариуса.
Развитая система нотариата снижает количество споров в сфере гражданского оборота, поскольку уже на стадии согласования условий и заключения сделки нотариус способствует выявлению истинной воли сторон, обеспечивает условия, чтобы юридическая неосведомленность сторон не причинила им вред.
Нотариат - часть правоохранительной системы, обеспечивает в современной России прежде всего защиту прав на недвижимость и транспорт.
Нотариальная деятельность основывается на принципах самофинансирования, поскольку целиком строится за счет взимания нотариусами тарифов за совершение нотариальных действий. При этом размеры тарифов устанавливаются не произвольно, а государством.
После повышения с 1 января 1997 г. размера взносов в Пенсионный фонд РФ до 28% от дохода для адвокатов, предпринимателей и нотариусов предприниматели и адвокаты подняли цены на свои услуги. Нотариусы этого сделать не могут ввиду того, что размер тарифов определен законом о государственной пошлине.
Кроме того, в настоящее время почти две трети составляющих нотариального тарифа - это обязательные платежи и налоги, которые уходят в соответствующие бюджеты. Нотариус здесь выступает не более чем как передаточное звено, взимающее налоги для государства с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. На оставшуюся треть нотариус содержит контору, обеспечивает хранение и ведение нотариального архива, оплачивает труд сотрудников нотариальной конторы, возмещает расходы по действиям, по которым установлены социально низкие тарифы ниже себестоимости нотариального действия (например, копии), ведет наследственные дела, большей частью бесплатные для граждан, осуществляет нотариальные действия, по которым граждане и организации освобождены от уплаты тарифа либо уплачивают его в пониженных размерах.
Поэтому уменьшение нотариального тарифа приведет и к понижению сумм налогов и платежей, которые уплачиваются нотариусом, а также к сложностям при реализации прав "льготников". Такие же последствия вызывает и одностороннее повышение каких-либо обязательных платежей, уплачиваемых нотариусом. Так, увеличение до 28% отчислений в Пенсионный фонд РФ привело к понижению размера сумм, уплачиваемых нотариусом в виде подоходного налога.
Кроме того, при существенном понижении размеров нотариальных тарифов нотариус не в состоянии будет нести полную имущественную ответственность за свои действия.
Нотариусы состоят в нотариальных палатах, являющихся по своей природе саморегулируемыми организациями, обеспечивающими за счет взносов своих членов - нотариусов решение общепрофессиональных вопросов, контроль (помимо государственного) за исполнением профессиональных обязанностей и т.д.
Все изложенное показывает, что нотариальные функции носят особый характер. Вопрос о нотариальных функциях стал важным именно сейчас в связи с постепенным "размыванием" компетенции нотариата, когда присущие ему полномочия начали передавать другим органам на основании закона (например, п. 4 ст. 185 ГК) либо в силу складывающейся практики и ведомственного нормотворчества. Возникает вполне резонный вопрос - а имеют ли в таком случае нотариальные функции специфику, выделяющую нотариат из ряда других органов гражданской и административной юрисдикции, насколько присущие нотариальным действиям особенности определяют необходимость их осуществления только в рамках нотариального производства?
Легкость, с которой в последнее время удостоверительные нотариальные функции стали возлагаться на другие органы, свидетельствует о недопонимании содержательной стороны нотариального производства, публично-правового и некоммерческого характера нотариальной деятельности. В конечном счете это может привести и уже приводит к нарушению прав граждан и организаций, возникновению правовой неопределенности и конфликтных ситуаций.
Нотариат в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении собственности, подлежащей регистрации. В адрес нотариата высказывается критика, порой и обоснованная, об упущениях и ошибках конкретных нотариусов при совершении сделок с недвижимостью и транспортом.
Ни одна правовая и организационная система не способна работать со 100% КПД, но если эффект от ее деятельности значительно выше, чем расходы на нее, то существование такой системы оправданно. Ведь содержание правоохранительной системы достаточно затратно, а развитие нотариата позволяет переложить часть правоохранительных мероприятий на самих участников гражданского оборота.
Позитивный потенциал нотариата достаточно значителен. Его недооценка и неиспользование в полной мере было бы ошибочным, а реализация всех возможностей нотариата приведет только к усилению правопорядка, развитию гарантий и охране прав собственности в обществе и будет полезна при осуществлении судебно-правовой реформы, правоохранительной и фискальной деятельности государства.
Поэтому необходимым является решение следующих вопросов:
- о единстве статуса нотариуса,
- о недопустимости "растаскивания" нотариальных полномочий и функций и передачи их другим органам и лицам,
- об определении компетенции нотариуса в сфере гражданского оборота,
- о совершенствовании правил нотариального производства,
- о системе нотариальных тарифов, льготах при их уплате и порядке включения сумм освобождений от уплаты тарифов в расходы нотариусов,
- о страховании нотариальной деятельности и повышении размера страховой суммы с включением ее в затраты нотариуса,
- о системе налогообложения нотариусов с учетом исполнения ими публично-правовых функций.
Для этого в качестве программы-минимум необходимо изменить Основы законодательства РФ о нотариате, приняв их с изменениями в виде Федерального закона "О нотариате"; внести изменения в ГК РФ; учесть особенности нотариального производства и удостоверения при принятии Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", четко разграничив стадии нотариального удостоверения и государственной регистрации; принять Закон "О нотариальном тарифе"; внести изменения в Федеральный закон "О подоходном налоге с физических лиц"; учесть положения о нотариате в проекте Налогового кодекса РФ.
В. Ярков,
президент нотариальной палаты Свердловской области,
доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", N 6, июнь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Публично-правовой характер нотариальной деятельности
Автор
В. Ярков - президент нотариальной палаты Свердловской области, доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", 1997, N 6