О государственной регистрации юридических лиц
Новый ГК РФ установил как общие, так и специальные требования, предъявляемые к организационно-правовым формам юридических лиц и порядку их государственной регистрации.
Одно из принципиальных положений ст. 51 ГК состоит в том, что государственная регистрация юридических лиц (независимо от того, осуществляют ли они свою деятельность на коммерческой или некоммерческой основе) производится в органах юстиции.
Но принятие закона, определяющего единый порядок государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции, неоправданно затянулось.
В соответствии со ст.ст. 2 и 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до принятия федерального закона о регистрации юридических лиц применяется порядок регистрации, установленный ст.ст. 34 и 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", т.е. регистрация предприятий (в том числе объединений предприятий) осуществляется в органах местного самоуправления. В то же время общественные объединения, религиозные организации, профессиональные союзы и ряд других добровольных некоммерческих объединений регистрируются органами юстиции.
Отсутствие единых "правил игры" в области государственной регистрации юридических лиц приводит к тому, что местные органы самоуправления устанавливают свои правила, вторгаясь порой в компетенцию органов государственной власти. В частности, при регистрации требуют документы, не предусмотренные законодательством, по своему усмотрению устанавливают ставки регистрационных сборов, видя в них источник пополнения местного бюджета, и т.д.
Эти и другие обстоятельства порождают произвол со стороны местных чиновников и не способствуют установлению цивилизованных отношений между учредителями юридических лиц и органами местного самоуправления.
Принятие закона о регистрации юридических лиц способствовало бы устранению многих противоречий и пробелов в существующей практике.
С вступлением в силу нового ГК РФ актуальным стал вопрос о порядке применения норм законодательства, определяющих порядок государственной регистрации общественных объединений в органах юстиции.
Федеральные законы "Об общественных объединениях" (от 19 мая 1995 г.), "О некоммерческих организациях" (от 12 января 1996 г.) являются актами непосредственного действия, направленными на реализацию конституционной нормы о праве граждан на объединение и гарантировании свободы деятельности общественных формирований.
Закон "Об общественных объединениях", принятый после вступления в силу части первой ГК РФ, тем не менее содержит положения, ему не соответствующие. Поскольку нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК, следует, на мой взгляд, уточнить правовой статус отделений общественных объединений.
В ст. 21 Закона "Об общественных объединениях" предусмотрены два варианта государственной регистрации отделения общественного объединения.
В одном случае государственная регистрация отделения общественного объединения может быть произведена на основании документов, представленных отделением в соответствии с ч. 6 упомянутой статьи, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения. Данный вариант, по существу, предполагает государственную регистрацию отделения общественного объединения как полноправного юридического лица.
Второй вариант государственной регистрации отделения более упрощен и может быть реализован при непринятии отделением своего устава и уведомления центральным руководящим органом общественного объединения органа юстиции о наличии указанного отделения, его месте нахождения, и сообщения сведений о его руководящих органах. "В этом случае, - оговаривает закон, - права юридического лица отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения".
Изложенные нормы закона об общественных объединениях не соответствуют статусу юридических лиц, предусмотренному нормами ГК.
Из смысла Закона "Об общественных объединениях" вытекает, что под отделением подразумевается структурное подразделение, осуществляющее свою деятельность вне места нахождения самого общественного объединения (см. ст.ст. 2, 21, 32).
Между тем ГК РФ предусматривает, что в качестве подразделений юридических лиц, действующих обособленно и вне их места нахождения, могут выступать только филиалы и представительства (ст. 55 ГК).
Закон "О некоммерческих организациях" оговаривает то же самое (см. ст. 5). Эти обособленные подразделения должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Правовое положение филиалов и представительств, обозначенное в ГК и Законе "О некоммерческих организациях", наиболее полно отражает их сущность и назначение. Поэтому нет никакой необходимости подменять эти формы подразделений иными. Особенности деятельности подразделений, не подпадающих под признаки филиалов и представительств, должны быть предметом регулирования в учредительных документах юридического лица.
Закон "Об общественных объединениях" допускает возможность деятельности отделений на основе собственных уставов, в то время как ГК предусматривает деятельность филиалов и представительств исключительно на основе положений, а их руководители действуют на основании доверенности, выданной соответствующим юридическим лицом.
Поэтому при регистрации отделения общественного объединения следует признать правомерными и соответствующими положениям ГК РФ требования органов юстиции о представлении документов, подтверждающих статус соответствующего подразделения и удостоверяющих полномочия руководителя (п. 3 ст. 55 ГК).
ГК устанавливает процедуру государственной регистрации лишь для юридических лиц. Предусмотренная же в Законе "Об общественных объединениях" процедура государственной регистрации подразделений юридического лица должна быть заменена, на мой взгляд, на учетную регистрацию по месту их нахождения. Это правило следовало бы зафиксировать и в разрабатываемом законе о регистрации юридических лиц.
Положение Закона "Об общественных объединениях", предусматривающее при регистрации отделения по второму варианту правило о том, что права юридического лица данное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения, следует исключить как нелогичное.
А. Алиев,
заместитель Министра юстиции Республики Дагестан
"Российская юстиция", N 6, июнь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О государственной регистрации юридических лиц
Автор
А. Алиев - заместитель Министра юстиции Республики Дагестан
"Российская юстиция", 1997, N 6