Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/5-ЗС
"Об областной государственной целевой программе
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Иркутской области на 2008 - 2010 годы"
22 ноября 2008 г., 17 июня, 16 декабря 2009 г., 26 мая 2010 г.
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документах:
- Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 г. N 28/8-ЗС
- Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/37-ЗС
- Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 22 сентября 2010 г. N 24/18-ЗС
Рассмотрев представленный Губернатором Иркутской области проект областной государственной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008 - 2010 годы", руководствуясь статьей 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
1. Утвердить областную государственную целевую программу "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008 - 2010 годы" (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Законодательного собрания Иркутской области от 21 декабря 2005 года N 17/22-ЗС "Об областной государственной целевой программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области" на 2006 - 2010 гг.".
Председатель |
В.К.Круглов |
Областная государственная целевая программа
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Иркутской области на 2008 - 2010 годы"
(утв. Постановлением Законодательного собрания
Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/5-ЗС)
22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г., 16 декабря 2009 г., 26 мая 2010 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/17-ЗС в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Иркутской области на 2008 - 2010 годы"
I. Введение
Основанием для разработки областной государственной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2008 года.
Программа как инструмент государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства (далее - СМСП) объединяет в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения мирового опыта и опыта других субъектов Российской Федерации. Основные направления Программы разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность СМСП, а также нового уровня требований к инфраструктурному обеспечению поддержки СМСП.
В Программе сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Иркутской области):
торговые малые предприятия занимают 45 % (42,23 %);
промышленные малые предприятия - 12 % (10,84 %);
строительные организации - 11,3 % (11,17 %);
малые предприятия транспорта и связи - 4,9 % (5,96 %).
В отраслевой структуре малого предпринимательства наиболее экономически привлекательной остается сфера торговли. В ней осуществляют свою деятельность 42,23 % (2006 год - 47,54 %) от общего количества субъектов малого предпринимательства.
Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого предпринимательства посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий - первоочередная задача органов государственной власти Иркутской области и местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Несмотря на позитивную динамику развития предпринимательства в Иркутской области и решение ряда задач, поставленных и реализованных в рамках предыдущих программ, полученный эффект не позволяет характеризовать его как максимально достижимый или конечный.
Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России" существует ряд проблем в развитии СМСП, которые, в том числе, сдерживают образование новых СМСП:
1) недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 60 % предпринимателей, осуществляющих деятельность в Иркутской области, отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 37 % опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;
2) ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 87 % респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные площади, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;
3) низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях;
4) недостаточная информационная и консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства на разных уровнях государственного и муниципального управления, а также низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;
5) недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;
6) недостаточный уровень поддержки СМСП на местном уровне;
7) наличие административных барьеров.
Требуется совершенствование и развитие системы поддержки предпринимательства в Иркутской области с учетом форм и направлений поддержки предпринимательства, определенной Федеральным законом от 27 июля 2007 года или N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Необходимость разработки Программы и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлена рядом объективных факторов:
1) масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
2) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
3) имеющимся положительным опытом реализации предыдущих программ по поддержке и развитию малого предпринимательства в Иркутской области.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем.
Несмотря на улучшающиеся показатели развития малого предпринимательства в Иркутской области, могут возникнуть определенные трудности, в частности из-за:
Таблица 1
Возможные риски |
Способы минимизации |
Изменения федерального и областного законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов правовых актов |
Потеря актуальности мероприятий |
Анализ эффективности мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы |
Неверие со стороны предпринимателей в полезность и доступность мероприятий Программы |
Повышение открытости за счет постоянного информирования CMCП об осуществляемых предприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний |
Об актуальности проблемы поддержки развития предпринимательства свидетельствует ряд положений выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина "О стратегии развития России до 2020 года" на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года. Предусмотренный настоящей Программой комплекс мероприятий направлен на решение не только организационных, информационных и координационных задач, но и технологических, инновационных, инвестиционных, обеспечивающих рост конкурентоспособности производимых СМСП товаров, работ, услуг.
III. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Программа соответствует долгосрочным приоритетам социально-экономического развития Иркутской области и направлена на достижение стратегической, экономической, социальной и организационной целей областной государственной политики в сфере развития предпринимательства, в том числе отдельных категорий СМСП.
Стратегической целью является повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области.
Экономическая цель Программы - увеличение вклада СМСП в валовом региональном продукте.
Социальная цель - минимизация социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями развития муниципальных образований Иркутской области и с реструктуризацией крупных предприятий.
Организационная цель - консолидация усилий органов государственной власти Иркутской области, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.
Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи:
1. Структурные изменения в предпринимательской среде.
2. Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных СМСП к консалтинговым и/или образовательным услугам.
3. Формирование позитивного мнения у населения о предпринимательской деятельности.
4. Снижение социальной напряженности через вовлечение социально незащищенной части населения в предпринимательскую деятельность и создание новых рабочих мест.
Срок реализации Программы: 2008 - 2010 годы без подразделения на этапы.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 декабря 2009 г. N 17/18-ЗС в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
Совокупность мероприятий Программы определяется ее целями и задачами, поэтому представляет собой систему мер и действий, взаимоувязанных по финансовому обеспечению, ресурсам, исполнителям, срокам осуществления.
Мероприятия Программы условно можно объединить в два блока:
поддержка начинающих СМСП;
создание условий для развития уже действующих СМСП.
Комплекс программных мероприятий представлен десятью мероприятиями. Структура Программы обеспечивает преемственность и дальнейшее развитие созданных механизмов областной государственной поддержки СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП. Программа предусматривает также применение новых механизмов поддержки с учетом изменившихся потребностей самих СМСП и обозначенных в законодательстве полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Программе учтены также направления, обозначенные Министерством экономического развития Российской Федерации в качестве приоритетов для участия в конкурсах на получение субсидий федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы.
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение.
Реализация данного мероприятия будет способствовать формированию нормативного правового и организационного поля в сфере развития малого и среднего предпринимательства области.
2. Формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг СMCII организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМСП;
2) эффективное взаимодействие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, с СМСП и администрациями муниципальных образований Иркутской области;
3) дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных органов Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и иных организаций в сфере малого и среднего предпринимательства;
4) размещение СМСП в бизнес-инкубаторах.
3. Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.
В данном мероприятии основной упор сделан на внедрение нового механизма привлечения кредитования - создание гарантийного фонда.
Механизм формирования и функционирования гарантийного фонда устанавливается Правительством Иркутской области в соответствии с требованиями Министерства экономического развития Российской Федерации.
4. Информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) налаживание кооперативных связей малого и среднего предпринимательства (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями);
2) увеличение объемов товаров (работ, услуг), производимых СМСП, через расширение межрегионального делового сотрудничества (увеличение доли СМСП, поставляющих свою продукцию за пределы Иркутской области).
5. Поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) рост числа СМСП, удовлетворенных доступностью и качеством образовательных услуг в Иркутской области;
2) рост количества СМСП на основе целенаправленной подготовки специалистов.
6. Поддержка СМСП в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) создание условия для развития инновационных предприятий;
2) снижение затрат СМСП при развитии приоритетных видов деятельности.
7. Поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) увеличение доли СМСП, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта товаров, работ, услуг, производимых СМСП;
2) рост числа совместных производств между СМСП Иркутской области и иностранными партнерами.
8. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) формирование положительного имиджа СМСП;
2) увеличение количества СМСП;
3) повышение эффективности деятельности СМСП.
9. Сокращение административных барьеров.
В результате реализации данного мероприятия ожидается:
1) создание новых СМСП;
2) сохранение действующих СМСП.
10. Поддержка муниципальных программ развития СМСП.
В результате реализации указанного мероприятия ожидается рост предпринимательской активности на территориях с низким уровнем развития предпринимательства (рост числа СМСП, рост числа занятых в предпринимательстве наемных работников) и выравнивание сложившейся диспропорции.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 16 декабря 2009 г. N 17/18-ЗС в Перечень, утвержденный настоящим постановлением, внесены изменения
Перечень мероприятий Программы, содержащий конкретные мероприятия, их цели и способы реализации, изложен в приложении к Программе.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/17-ЗС в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Механизмы реализации и ресурсное обеспечение Программы
Ответственным исполнителем Программы является Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области.
К выполнению мероприятий Программы привлекаются хозяйствующие субъекты в установленном законодательством порядке.
В целях обеспечения равного доступа СМСП к получению областной государственной поддержки отбор СМСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, для оказания областной государственной поддержки осуществляется на конкурсной основе в соответствии с правовыми актами Правительства Иркутской области.
Условия и порядок предоставления областной государственной поддержки СМСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП; критерии и условия к СМСП, которым в соответствии с Программой оказывается областная государственная поддержка; перечень документов, предоставляемых СМСП для оказания областной государственной поддержки; сроки рассмотрения обращений СМСП для оказания областной государственной поддержки; требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, определяются правовыми актами Правительства Иркутской области в извещениях о проведении конкурсов на оказание областной государственной поддержки применительно к конкретному мероприятию Программы.
Общий объем финансирования Программы на 2008 - 2010 годы из областного бюджета планируется в размере 79895 тыс. руб.:
2008 год - 671 тыс. рублей;
2009 год - 39612 тыс. рублей;
2010 год - 39612 тыс. рублей.
2. Финансирование расходов на реализацию Программы за счет средств областного бюджета предусматривает бюджетные ассигнования:
1) на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для областных государственных нужд (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");
2) на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актом Правительства Иркутской области, регламентирующим категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также на предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из областного бюджета устанавливается Правительством Иркутской области).
Ресурсное обеспечение Программы (тыс. руб.)
Таблица 2
Мероприятия |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение |
70 |
0 |
0 |
70 |
2. Формирование и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП |
0 |
7 295 |
12 000 |
19 295 |
3. Финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП |
0 |
30 300 |
27 355 |
57 655 |
4. Информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП |
128 |
0 |
0 |
128 |
5. Поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров |
100 |
100 |
0 |
200 |
6. Поддержка в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества |
173 |
0 |
0 |
173 |
7. Поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность |
0 |
400 |
0 |
400 |
8. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности |
0 |
205 |
1250 |
1455 |
9. Сокращение административных барьеров |
200 |
0 |
0 |
200 |
10. Поддержка муниципальных программ развития СМСП |
0 |
1 312 |
4 160 |
5 472 |
Всего: |
671 |
39 612 |
44 765 |
85 048 |
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/17-ЗС раздел VI настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы приведет к следующим социально-экономическим результатам:
1) увеличение вклада СМСП в валовой региональный продукт на 30 процентов к 2011 году;
2) увеличение доли занятых СМСП в общем количестве занятых в экономике на 25 процентов к 2011 году;
3) изменение структуры предпринимательской среды;
4) увеличение налоговых поступлений в областной бюджет до 30 процентов к 2011 году.
Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики Иркутской области за счет наращивания преимуществ малого и среднего предпринимательства в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий и на этой основе задействование новых источников экономического роста.
VII. Система организации и контроля за исполнением Программы
Текущее управление Программой осуществляет министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная государственная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008 - 2010 годы".
Основными целями программы являются повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области, увеличение вклада СМСП в валовом региональном продукте, минимизация социально-экономических рисков, связанных с диспропорциями развития муниципальных образований и с реструктуризацией крупных предприятий, консолидация усилий органов государственной власти, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 2008 г. N 44/5-ЗС "Об областной государственной целевой программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 28 июля 2008 г. N 44 (том 3)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 г. N 28/8-ЗС
Изменения вступают в силу с 15 декабря 2010 г.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/37-ЗС
Изменения вступают в силу с 20 октября 2010 г.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2010 г. N 24/18-ЗС
Изменения вступают в силу с 22 сентября 2010 г.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 26 мая 2010 г. N 21/17-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 16 декабря 2009 г. N 17/18-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/16-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/61-ЗС